На тамбовской земле появились яркие фестивали и сельские праздники в районах. К тому же мы стали не просто много говорить о развитии сельского туризма, но и перешли к делу. Частью его становится знакомство с различными старинными обрядами, крестьянским бытом и русскими народными промыслами. Развивается событийный туризм, непременным атрибутом которого являются народные промыслы, ведь ими испокон веков гордилась Тамбовщина. Посещая фестивали в районах, Покровскую ярмарку, различные праздники, я наблюдала неподдельный интерес тамбовчан к народным ремёслам. Многие хотели бы и сами попробовать себя, например, за гончарным кругом.
Гончарное дело на Тамбовщине практиковалось с незапамятных времён. Это подтверждают археологические раскопки на территории Среднецнинских могильников в Тамбовской области. Ранее всего появилась лепная керамика. За отсутствием каких-либо приспособлений глиняные изделия лепили руками. В коллекции Тамбовского областного краеведческого музея находится большое число сосудов, фигурок животных, птиц, людей, в которых нашли отражение верования и приметы ушедших столетий.
Изобретение гончарного круга упростило изготовление глиняных изделий. Наиболее популярными на Тамбовщине стали горшки и кувшины. Деревенские гончары изготовляли горшки с низким горлом для приготовления пищи, чашки для еды, «черепушки», разного размера кувшины, корчаги для воды, пива, кваса, браги, жаровни для приготовления мяса. В конце XIX века с появлением традиции выращивать на подоконниках комнатные растения умельцы стали для них изготовливать горшки с поддонами.
Тамбовские мастера применяли рельефную и тиснёную орнаментацию, обварку, полив, роспись и лощение, когда блестящие полоски наносились на поверхность сосудов. Керамические изделия украшали желобками и рельефными жгутиками, делали утоньшение и утолщение краёв, кольцевые ножки и ручки. Все эти детали придавали горшкам и кувшинам художественную выразительность.
Гончарный промысел развивался в Тамбовской губернии по нескольким направлениям: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды, кафеля, игрушек. Основная часть гончаров-кустарей производила кирпич. Наиболее развитым кирпичное производство было в пяти деревнях Грачевской волости Тамбовского уезда, в сёлах Козловского и Кирсановского уездов, в сёлах Сосновка, Атманов Угол, Салтыково, Пахотный Угол.
Созданием кухонной посуды прославилась деревня Зайцево (ныне Фёдоровка) Бондарской волости. Занимались изготовлением глиняных изделий и мужчины, и женщины. Везде гончарное ремесло передавалось по наследству. Начиная с семилетнего возраста, мальчики и девочки обучались мять глину, делать горшки, высушивать их и обжигать. Свои изделия гончары возили по соседним деревням и меняли на хлеб.
Большую роль в сбыте продукции кустарей во второй половине XIX века сыграли земства. Они старались всячески помочь и развитию русских промыслов. Посылали инструкторов для обучения, открывали ремесленные школы и кустарные мастерские для подростков и взрослых, в том числе и гончарные. Они даже обеспечивали гончаров бесплатными «глинищами».
Благополучие гончаров зависело от рынка сбыта, поэтому земства помогали не только в приобретении сырья, но и в реализации продукции. Например, в 1902 году в Тамбове был открыт сельскохозяйственный склад, деятельность которого не ограничивалась продажей изделий. Он также предоставлял кредиты и сырьё для постоянных клиентов.
Если производство кирпича с разной долей успеха развивалось и в ХХ веке, и продолжается на Тамбовщине и ныне, то с появлением на рынке фаянсовой и фарфоровой посуды, а затем и металлической, глиняные горшки и кувшины были потеснены. Но не исчезли совсем.
В 70 – 90-е годы двадцатого столетия стали популярными изделия из деревни Фёдоровка Бондарского района. Промыслом занимались все жители от мала до велика. Выдающимся мастером своего дела был Григорий Иванов. По основной профессии Григорий Сергеевич — хлебороб. Но и гончарное дело для него было не только увлечением. Мастерство ему передали дед и отец. И он стал виртуозом гончарного круга.
Горшки, кувшины, игрушки, свистки, вазы, миски и блюда Григория Сергеевича отличались свойственным только ему стилем. Он был единственным мастером, создававшим чернолощеную посуду. Большой популярностью пользовались глиняные изделия и других фёдоровских гончаров. И сегодня гончарное дело не забывается в этом селе, как, впрочем, и в других уголках Тамбовщины. Только чтобы виртуозов гончарного круга стало побольше, необходима поддержка тех немногих, кто готов передать подрастающему поколению секреты гончарного дела.
Читайте также: Унаследованная культура