Экспозиция живописных работ Николая Шевченко, открывшаяся в Тамбовской областной картинной галерее, посвящена презентации альбома, только что увидевшего свет и рассказывающего о творчестве замечательного тамбовского художника. Поначалу сотрудники галереи делали выставку с расчётом только на это мероприятие. Но после столь душевного разговора и воспоминаний, в которые вылилось представление книги о живописце, было решено оставить выставку на месяц. Чтобы ещё и ещё раз продемонстрировать тамбовчанам, каким удивительно тонкой культуры художником был Николай Михайлович.
В альбом-каталог, опубликованном издательством «Хранители времени», вошли живописные и графические произведения Шевченко разного периодов творчества из фондов Тамбовской областной картинной галереи, Тамбовского областного краеведческого музея, частных собраний Андрея Гнатюка, Сергея Денисова, Юрия и Екатерины Носковых. Вошли и произведения, которые некогда были переданы в картинную галерею театроведом и режиссёром Александром Смирновым.
Кстати, презентация альбома одновременно стала и презентацией нового издательства. Раньше меценаты Андрей и Дмитрий Гнатюки выпускали различные издания и исторические открытки под своей фамилией. Сегодня они работают вместе с большой авторской группой, которая призвана сохранять для истории Тамбовщины имена и творчество различных деятелей культуры нашего региона. Так при материальной поддержке отца и сына Гнатюков и краеведческо-изыскательской и технической работе их сподвижников родилась идея о создании издательства «Хранители времени».
И начало оно свою деятельность с весьма значительного и достойного труда — альбома-каталога о художнике Николае Шевченко. Все эти годы Николая Михайловича деятели культуры Тамбова считали недооценённым художником. О его жизни у широкого круга тамбовчан, к сожалению, крайне скудные сведения. Да и с полотнами, а особенно графическими работами, они тоже мало знакомы.
А ведь с именем Николая Шевченко связано становление и развитие изобразительного искусства на тамбовской земле. Вот почему работу над альбомом редакционной коллегии - Андрея и Дмитрия Гнатюков, Тамары Шестаковой, а также автора вступительной статьи и каталога Татьяны Суторминой, дизайнера Оксаны Бажановой и фотохудожника Виталия Подсиваки, можно назвать архиважной.
И здесь нельзя не согласиться со словами директора картинной галереи Тамары Шестаковой:
«Отныне альбом заставляет признать и воспринять недооценённого художника Николая Шевченко как большого мастера изобразительного искусства».
И альбом, и персональную выставку тамбовского художника конца XIX начала ХХ веков, все присутствующие на презентации назвали теми необходимыми фактами нашей культурной жизни, которые отныне выведут имя Шевченко из забвения. Каждый тамбовчанин, познакомившись с альбомом (а издатели выпустили его невиданным по нынешним временам тиражом в 2000 экземпляров), и выставкой Шевченко в галерее найдет самые близкие для него работы. И у каждого это будут свои полюбившиеся полотна. То же произошло и с самими издателями. Вот почему у одного альбома получилось четыре обложки.
Николай Шевченко, несомненно, художник тонкой культуры. В этом убеждаешься, глядя на портреты и графические рисунки, вошедшие в альбом и выставленные сегодня в картинной галерее. Все они выполнены в разной технике. Есть живописные полотна «Портрет мальчика в матроске» (Александр Смирнов в детстве), «Портрет М. Сметаниной», (первой жены композитора Григория Сметанина»). Художник работал в технике пастель («Портрет студента Асеева»), акварели («Портрет Юрия Лунгерсгаузена», «Портрет А. Лунгерсгаузена»), а также в карандаше («Портрет девочки»), гуаши, соусе, углём (портреты военных). И рисунки, и живописные полотна Николая Шевченко отличают строгая сдержанность, основательность, высокий вкус, выверенный ракурс, точная подача характера и социального статуса.
Как рассказала искусствовед картинной галереи Татьяна Сутормина, выразительных графических работ Шевченко в фондах картинной галерее немало. В альбом-каталог вошло более 80 процентов коллекции. Татьяной Валерьевной проведена огромная кропотливая работа по систематизации этих рисунков. Но теперь они украшают альбом и рассказывают о людях Тамбова того периода.
Весьма выразительны и пейзажи художника. Картины «Домик с красной крышей», «Усадьба Лукьяненко», «Трегуляево», «Лето» и другие наполнены как поэтичностью, так и сочностью палитры. «Умение передать пространственные планы, всевозможные оттенки освещения - всё говорит о профессионализме автора, его умении работать с натуры, извлекая из неё суть красоты», - считает Татьяна Сутормина.
Полотно «Набережная Тамбова» привлекает не только своей красочностью, но и историчностью. Более десятка церквей и колоколен, запечатленных Шевченко, в основном к сегодняшнему дню уже не существуют. На выставке представлены и натюрморты «Сирень», «Розы в кружке» Николая Михайловича.
«Его рисунок, классический в основе, отличается острой наблюдательностью, - продолжает Татьяна Сутормина. – Многие графические портреты художника – это яркие типы, имеющие свою социальную окраску. Они без труда позволяют почувствовать характер эпохи. Его творчество отражает время, его приметы выразительным, самобытным языком».