Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

«Слово, сказанное со сцены, должно быть животворящим»: к юбилею актрисы Светланы Томилиной

Культура
Фото: Фото предоставлены Тамбовским драматическим театром

Заслуженная артистка России Светлана Томилина в театральном мире свыше полувека. И уже более четырёх десятилетий, являясь ведущей актрисой репертуара, выходит на сцену Тамбовского драматического театра и любима зрителями всех возрастов.
Сегодня тамбовская публика не может представить свой театр без Светланы Яковлевны. Найдя в программке фамилию Томилиной, зрители уверены, что какой бы ни была роль – главной или эпизодической, - актриса наверняка сыграет ярко, сочно, и её образ запомнится надолго, если не навсегда.
Вот почему городские театралы с большим стажем так хорошо помнят не только последние работы Светланы Томилиной, но и те, что она сыграла несколько десятилетий назад. Это и тоскующая по простому человеческому счастью Агафья Тихоновна из гоголевской «Женитьбы», и искромётная Илонка из водевиля Митровича «Ограбление в полночь», лукавая, хитроумная Мирандолина – в спектакле «Хозяйка гостиницы» Гольдони и суровая, принципиальная трактористка Харисова в спектакле «Тринадцатый председатель» Абдуллина; добропорядочная Ирина Марковна из поляковского «Хомо эректуса» и разбитная Кубыркина из спектакля по Сологубу «Беда от нежного сердца».
Став с годами опытным и ведущим мастером сцены, Светлана Томилина всё также продолжает радовать своих поклонников, да и всех зрителей, созданием самых разнообразных и не похожих ролей. Недаром режиссёры любят её как актрису широкого диапазона, острого рисунка, неожиданного и смелого выбора выразительных средств, умеющую открывать в привычном необыкновенное.
Для всех зрителей и для меня лично, к примеру, необыкновенно примечательной стала работа Томилиной в спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джорджа Патрика.
После премьерного показа два года назад постановка прочно вошла в репертуар Тамбовского театра. В нём Светлана Яковлевна - настоящая бенефициантка. Она настолько умно и иронично окрашивает роль эксцентричными красками, что сразу же завоёвывает симпатии зрителя.
Миссис Сэвидж Томилиной управляет природный артистизм. В её желании преподать урок и наказать неправедно ведущих себя детей кроется весьма симпатичный авантюризм, который вызывает неподдельные эмоции у окружающих персонажей, а вместе с ними и у зрителей.
А ещё одним приятным удивлением для меня стало недавнее появление Светланы Яковлевны на страницах замечательной книги «Родом из детства» актрисы и писательницы Ольги Сирото. Чувственно-пронзительные, образные воспоминания актрисы о своём начале пути в искусство очень трогают душу.

Родом из детства

Светлана Яковлевна родилась в победный 45-й год в простой рабочей семье. По воспоминаниям актрисы, в маленьком городке Лисичанске Луганской области, своим укладом жизни больше похожим на деревню, чем на город, люди жили очень чистые и работящие. Они трудились и под землёй, в шахтах, и на земле как крестьяне.
«Вот эта чистота, идущая от природы человеческой, и вошла в мою актёрскую природу, стала её сутью, - утверждает Светлана Томилина. – Да, всё началось именно с простых деревенских посиделок рядом с людьми, которые необыкновенно тонко чувствовали эту жизнь и говорили на настоящем русском языке, так богатом интонациями и смыслами. Они никогда не видели театра, но, как ни странно, благодаря им я сформировалась как актриса».
Особенно незабываемыми для маленькой Светы были рассказы деда Вани. Удивительная манера говорить прямо-таки завораживала маленькую девочку. Она могла часами слушать его истории.
«Он меня и научил этому чувству слова, - теперь говорит Светлана Томилина. – Ведь слово - это главное воздействие на зрителя. Оно должно быть очень гибким, живым, идти от души. И я всегда говорю это всем молодым актёрам: слово, сказанное со сцены, должно быть животворящим».
Ни одна свадьба, ни одно торжество не обходилось без деда Вани. Везде он был заводилой и всегда в центре внимания. И песни пел, и танцевал, и байки травил. Артистизмом обладал невероятным. За это его все прямо-таки обожали.
Светлане, впитывающей всё это, как губка, хотелось походить на него. Поэтому с ранних лет она уже мечтала стать артисткой. Только не могла выбрать, какой. То ей хотелось стать певицей, то танцовщицей, то играть на сцене.
Пойдя в школу, девочка сразу же записалась во все, какие можно было, кружки. Помимо хореографии и театра, её интересовали акробатика и гимнастика, волейбол и баскетбол. И везде она успевала. А в театральном кружке настолько была хороша, что руководитель настоятельно рекомендовал ей поступать в театральный вуз.
Вот только родители не считали театр серьёзным выбором профессии. Они пытались всячески «выбить» эту мысль из головы дочери. И она сдалась. Ей всегда хорошо давался английский язык. Поэтому, когда подруга позвала её поехать с ней поступать на иняз в Пятигорск, согласилась. Подруга поступила, а Светлане предложили быть поначалу вольным слушателем. Но это означало, что не будет ни стипендии, ни общежития. Семья же, где воспитывались ещё сестра и два брата Светланы, не смогла содержать её. И девушке пришлось вернуться домой и поступить работать на завод, производящий соду.

Буду артисткой

Монотонная расфасовка соды по коробочкам и подшучивание соседок работниц: «Попала сюда, теперь не выберешься» - лишь раззадоривали Светлану.
Она упорно внушала себе: я стану артисткой. На следующий год девушка поехала в Харьков. Подав заявление в театральный институт, тут же испугалась. Конкурс — 96 человек на место! А вокруг девчонки — сплошь статные красавицы. Куда ей тягаться с ними. Но именно Светлане удалось с большим успехом пройти все три тура.
Получив поздравления от экзаменационной комиссии и букет цветов как лучшая абитуриентка, Светлана расплакалась. То, что она поступила в институт, девушка осознала только через несколько часов. Ей с трудом верилось в осуществление мечты даже тогда, когда посылала телеграмму маме.
А затем были чудесные студенческие годы, полные успехов в учёбе и личной жизни. В институте Светлана встретила своего первого мужа — Павла Соколова. Светлана была на курс старше, поэтому окончила обучение раньше.
«Помню, когда я сдала последний экзамен в институте, то, выйдя из аудитории, опустилась на колени у стены и подумала: «Боже, какое счастье! Я больше никогда не буду сдавать экзамены!» Но я глубоко тогда заблуждалась. Потому что каждая роль на сцене – это экзамен на твоё актёрское «я», на умение что-то делать в искусстве, проверка твоих профессиональных возможностей. Если ты хотя бы одной ролью разочаруешь зрителя, то вернуть его доверие, внимание и любовь будет ой, как нелегко», - убеждена актриса.
После распределения Светлана Соколова одна уехала в Белгород, где дебютировала в роли Нины в лермонтовском «Маскараде». Супругу же надо было отучиться в институте ещё курс. На следующий год, увидев замечательную работу Павла в дипломном спектакле, известный ленинградский режиссёр Игорь Владимиров пригласил Соколова в свой театр.
Павел не мог отказаться от такого лестного предложения. К сожалению, места в театре для Светланы не нашлось. Так Соколовы и жили поначалу порознь. Некоторое время спустя Павел решился бросить Северную столицу и приехал в Белгород. Но для него провинциальная режиссура показалась малоинтересной, и Павел настоял на переходе в другой театр.
«Он был очень нестандартным актёром. Чем-то похожим на Смоктуновского, - рассказывает Светлана Яковлевна. – Актёр – ведь это очень сложная профессия, которая требует особых внутренних данных. Бывает, некрасивый актёр, а так преображается на сцене, что в него влюбляется весь зрительный зал. Всё потому, что он необыкновенно богат внутренне, и под властью его обаяния, как под гипнозом, оказываются все зрители. Таким был мой муж Павел Соколов».

Тамбовский дом

Началось десятилетнее путешествие Соколовых. Они поменяли десять театров, пока не оказались в Тамбове. Тут Светлана и нашла свой дом. Правда, жизнь с Павлом здесь не удалась.
«Павел искал талантливую режиссуру. После Ленинграда ему всё казалось неинтересным. Да и потом мы поняли, что во всех городах одно и то же, актёр очень зависим от режиссёров. Поэтому каждый, кто хочет стать артистом, должен над этим, прежде всего, и задуматься», - советует Светлана Яковлевна.
После развода с Павлом, как смеётся актриса, она от злости отказалась от прекрасной фамилии Соколова. А выйдя замуж снова, взяла фамилию второго мужа — Томилина. И эту фамилию после нового развода уже не стала менять.
Второй муж не имел к театру никакого отношения. Но вот так случайно распорядилась судьба, что в Тамбовском театре появились однофамильцы.
«С народным артистом России Юрием Томилиным мы были заняты вместе во многих постановках, — говорит Светлана Яковлевна. — Он прекрасный партнёр по сцене и очень хороший человек. С ним всегда интересно играть в одном спектакле. Как, например, в спектакле «Семейный портрет с посторонним», который в репертуаре нашего театра двадцать лет».
Кстати, по словам режиссёра Никиты Ширяева, томилинская Бабка в этой постановке — «самая лучшая в России». А ещё актёры работали вместе в спектаклях «Адриенна Лекуврер», «Божьи одуванчики» и других.
В 80-е годы прошлого века в «Женитьбе» Светлане Томилиной приходилось выходить на сцену не только с Юрием Томилиным, но и с гастролировавшими в Тамбове Леонидом Броневым и Львом Дуровым.
Томилиной, по её признанию, в ту пору было лестно услышать от замкнутого и скупого на слова Броневого похвалу в свой адрес: что Агафью Тихоновну она играет лучше, чем артистка в его московском театре. Запомнилась актрисе и работа с Василием Лановым в «Тринадцатом председателе», где Томилина играла главную роль.
Светлана Яковлевна ладит и с театральной молодёжью. Она всегда старается подбодрить начинающих актёров. Ведь выбранная ими профессия нелегка. В зрительный зал приходят очень разные по характеру, воспитанию и возрасту люди. И восприятие жизни у всех разное. Да и настроение в связи с прожитым днём далеко не одинаковое.
Светлана Томилина считает:
«Чтобы в ответ почувствовать интерес к своей роли, отклик на трактовку своего образа, необходимо в зал послать такой заряд энергии, чтобы полностью овладеть вниманием публики. Заставить смеяться или плакать, или просто слушать и понимать - это самое непростое в актёрской работе».
А чтобы восстановить свои силы после выхода на сцену, Светлане Томилиной необходимо общение с природой и книгами. Актриса очень сожалеет, что у неё нет детей, и пытается найти и понять смысл жизни в философских учениях, книгах по психологии.
Тепло и благодарность зрителей также подпитывают энергию артистки:
«Когда в финале спектакля слышишь аплодисменты, когда понимаешь, что зрителю с тобой хорошо, это и придаёт силы. Если актёр чувствует, что он достучался до сердец, это и есть то, ради чего он работает».
Авторы: