Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

"Праздник цвета": в Тамбове открылась выставка экслибрисов

Культура
Фото: Фото Ольги Бабешко

Братья Аполлон и Александр Черновы в очередной раз удивляют тамбовских поклонников изобразительного искусства выставкой экслибрисов, которая проходит в областной картинной галерее. Новая экспозиция «Праздник цвета» (12+) по-своему уникальна. Черновы знакомят тамбовчан с экслибрисами двух крымских художников - Льва и Игоря Бекетовых, которые были новаторами в этом виде искусства для своего времени. И опять же, по уже сложившейся несколько лет традиции Аполлон и Александр Черновы книжные знаки - а их сегодня на выставке более 50 - передают в дар картинной галерее.
«Подобные художественные работы не должны храниться в шкафу, в частной коллекции, - убеждён Александр Чернов. – Нам хотелось бы их передать в руки умных искусствоведов, для которых книжные знаки – инструмент, для изучения. Ведь чем дальше будет уходить время, тем эти работы исторически всё интересней. Они напомнят не только о красоте, но и о жизни людей того времени. Уходя в будущее, мы часто многое красивое теряем в прошлом. А терять не надо, надо красивое брать с собой».

Крымские художники

В экспозиции ТОКГ «Праздник цвета» представлено пять десятков экслибрисов Льва Бекетова и его сына Игоря Бекетова. Лев Григорьевич родился в Симферополе, где и прожил всю жизнь. После окончания Симферопольской художественной студии занимался станковой и промышленной графикой.
Крымский график оформил ряд книг для Крымиздата. Это «Избранные произведения Аркадия Первенцева», «В Крымском подполье» и «Родному Севастополю» Ивана Козлова. Лев Бекетов начал создавать экслибрисы с конца 50-х годов. Он автор более 250 книжных знаков в технике линогравюры. В 1962 году художник разработал экслибрис для тамбовского коллекционера и пропагандиста экслибриса Николая Никифорова. И уже на следующий год Николай Алексеевич экспонировал его на выставке «Тамбовские книжные знаки» в Тамбовской галерее.
Сын Бекетова Игорь продолжил династию художников и стал учеником Льва Григорьевича. Под влиянием отца тринадцатилетний юноша создал свой первый экслибрис ещё в 1959 году. К сегодняшнему дню в творческом багаже Игоря Львовича более 200 экслибрисов. Он может мастерски работать одним чёрным цветом. Таков, например, его экслибрис для тамбовского коллекционера и краеведа Николая Никифорова, где инициалы владельца книг создают интересный орнамент, окружающий пчелу – символ тамбовского герба.

Экслибрис в цвете

Но оба художника, отец и сын, интересны, прежде всего, тем, что в 50-70 годах прошлого века стали первыми делать цветные экслибрисы. Бекетовы создавали книжные знаки в технике цветной линогравюры. На отца и сына явно повлияла яркая природа Крыма.
Как рассказывает Александр Чернов, в основном до Бекетовых книжные знаки выполнялись чёрно-белыми.
«Отечественное книжное издательство было довольно скромным, вот и экслибрисы чёрно-белые. Даже сказки в кино смотрели чёрно-белые, - прокомментировал он. – И вдруг стали появляться яркие многоцветные экслибрисы».
Александр Степанович познакомился с Бекетовыми по переписке. Так в коллекции братьев Черновых в 1962-1963 годах появились их первые книжные знаки.
«Меня тогда потрясло, - признаётся Чернов, - что, оказывается, книжный знак можно делать в цвете. До этого как-то не одному мастеру экслибриса это не приходило в голову. Крымчане догадались первыми применить цвет, наверное, потому, что жили среди яркой крымской природы. Это и растительность, и море, и горы».
Появление цветных экслибрисов художниками и коллекционерами книжных знаков, жившими в Тамбове, Москве, Ленинграде, было воспринято с удивлением и восторгом, как символ оттепели, нового и красивого завтра. В последующие годы, посещая Крым, братья Черновы, встречались с художниками.
«Лев Григорьевич был строгих правил, мне казался стариком, - вспоминает Александр Степанович, - а Игорь, хотя и моложе меня, но ближе по возрасту. Отец и сын были интересны своими новаторскими взглядами на формирование искусства, его развитие. Иногда Игорь даже мнил себя футуристом. Сегодня цвет в экслибрисе мы не воспринимаем так, как в то время. Тогда настолько это было ярко, ново, интересно. Сейчас наша повседневность настолько разноцветна, что мы плохо ощущаем, ту красоту цвета, которую Бекетовы подарили всем».
Крымским художникам многие стали подражать. С тех пор цвет и вошёл в творчество мастеров книжного знака. А сейчас это привычная практика при создании экслибрисов. Но первыми всё же были Лев и Игорь Бекетовы.

Дружеские связи с Тамбовом

Выставка «Праздник цвета» вроде бы представляет крымских художников. Но в экспозиции много книжных знаков тамбовской тематики.
«Потому что Тамбов в то время был одним из ведущих городов Советского Союза в области графики, - говорит Чернов. - Поэтому эти художники и делали экслибрисы для тамбовчан. В частности, нам они сделали четыре экслибриса. Некоторые их книжные знаки вообще печатались в Тамбове. Это показатель роли Тамбовщины в искусстве экслибриса».
Первые работы Льва и Игоря Бекетовых были представлены на выставке в Тамбовской картинной галерее в 1963 году. А спустя три года местная секция экслибрисистов ВОФ организовала первую персональную выставку Игоря Бекетова в ТОГК. В 1973-1978 годах работы отца и сына участвовали в выставках экслибриса в Научной библиотеке ТИХМа. А десять лет спустя художники стали участниками выставки «Наука и техника в книжном знаке» в Тамбовском филиале Московского института культуры.
Нынешняя выставка Бекетовых в Тамбовской галерее в большей мере ностальгическая.
«Если взять экслибрис с палаткой для белорусского коллекционера Морозова на фоне вечернего туристического пейзажа, - поясняет Александр Чернов, - там только небольшое цветное пятнышко луны. Но есть ощущение любования природой, ощущение уюта. Сегодня туристы живут в турецких или египетских отелях. А тогда многие туристы жили в платках. Она была символом уюта, того, что вечером турист не в ресторане заказывал себе ужин, а готовил его на костре, который объединял всех. Как и песни, которые пелись у костра. Поэтому в этом экслибрисе ощущаешь это туристическое единение».
Экспозиция «Праздник цвета» позволяет ощутить время хрущёвской оттепели, когда люди жили в довольно скромных условиях, но мечтали о ярком завтрашнем дне, верили, что своими силами смогут сделать многое. Это было время большого чувства и веры в себя.
Авторы: