По мысли поэта Александра Твардовского, создавшего поэму «Василий Тёркин», герои Великой Отечественной войны - и рядовые бойцы, и офицеры, и генералы, сражавшиеся в великих битвах под Москвой и на Днепре, отстаивавшие маленькие деревеньки и стратегически важные высоты, - «в одной бессмертной книге будут все навек равны». Ведь вклад каждого из них в Великую Победу – неоценим. А мы лишь можем отдать им должное – почитая и сохраняя память о них. В этом главный посыл и спектакля Мичуринского драматического театра «Василий Тёркин»(12+) по одноимённому произведению Александра Твардовского.
Он создавался в прошлом году к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но из-за пандемии так и не дошёл до широкой аудитории. По-настоящему премьерные показы состоялись только в этом году, да и то с большими ограничениями Роспотребнадзора. Но всё же интерес спектакль вызвал неподдельный. И в финале актёры принимали заслуженные аплодисменты зрителей. И взрослая, и, что самое важное, молодёжная аудитория приняла постановку очень тепло.
И действительно, за двухчасовое действо Василий Тёркин и его товарищи становятся каждому в зале по-настоящему родными, близкими и по духу, и по поступкам людьми. Потому что режиссёр-постановщик Николай Елесин постарался выстроить происходящее на сцене максимально так, чтобы действующие лица спектакля были не какими-то отвлечёнными (с чем, к сожалению, сегодня нередко встречаешься), поднятыми на недосягаемый пьедестал героями, а «ребятами с нашего двора», друзьями по дому или работе, только волею судьбы попавшими на войну.
Повесть о бойце
В программке спектакль «Василий Тёркин» определён как повесть о бойце в двух частях. И хотя у Твардовского тридцать глав с прологом и эпилогом лишены сюжета, ибо автор был убеждён, что «у войны сюжета нету», режиссёр Елесин выстраивает спектакль как определённое неспешное последовательное повествование о пребывании бойца Тёркина на войне, отчего спектакль воспринимается целостным полотном. Хотя постановка и в стихах, имеет свой видеоряд и насыщена большим количеством музыки и песен (музыкальное оформление Виктора Норейко), она не превращается в литературно-музыкальную композицию.
Режиссёру удалось избежать этого за счёт хорошо продуманных мизансцен и проработанных с актёрами образов персонажей. На успех сыграло и обоюдное понимание поставленной задачи режиссёром Николаем Елесиным и сценографом Борисом Голодницким. Сценография спектакля вовсе не аскетична, но и не перегружена деталями. Полевая кухня, несколько артиллерийских ящиков и табуреток да часть грузовика, на котором то даёт концерт бригада артистов, прибывшая на фронт, то Тёркин добирается до своей части после госпиталя, - всё это нехитрое военное хозяйство подкреплено задником сцены, картой боевых действий с экраном для демонстрации хроникальных фотографий. Они весьма органично дополняют действие, внося в происходящее толику историчности.
Главный герой
Большой удачей спектакля стал выбор актёра Александра Прохорова на роль Василия Тёркина. И хотя на программке воспроизведён классический художественный образ героя Твардовского, нарисованный художником Орестом Верейским ещё в годы войны, когда писалась и печаталась в газетах поэма, в Мичуринском театре Василий Тёркин по внешним данным ближе к другому хрестоматийному образу – Алёши из фильма «Баллада о солдате».
Но при этом Тёркин-Прохоров, как и положено, следуя первоисточнику, - рубаха-парень, балагур, находчивый мастер на все руки. А главное, боец, в прямом понимании этого слова, человек, старающийся не поддаваться отчаянию ни при каких обстоятельствах, храбрый и самоотверженный солдат своего Отечества.
И здесь особо показательна очень сильная часть спектакля - «Смерть и воин». Замечательный актёрский дуэт Александра Прохорова и Ирины Поповой, сыгравшей Смерть, сумел весьма выразительно донести отчаянное сопротивление и победу бойца над, казалось бы, неизбежной кончиной. И именно в этой кульминации спектакля осознаётся наиболее явственно, почему наши воины одержали победу над фашистами и дошли до Берлина.
Дополнительными, делающими Тёркина более глубоким, а не лубочным персонажем, стали романтические нотки, внесённые в образ режиссёром и актёром. Это особо прочувственно осознаётся в сцене с шапкой, данной Василию неизвестной санитаркой, которой он бы хотел продемонстрировать воображаемую медаль. Другие краски, но также делающие образ солдата реалистичным, земным, Прохоров вносит в сцене «Тёркин-Тёркин», когда по возвращении в часть обнаруживает своего конкурента, нового Тёркина, но Ивана, превосходящего его по некоторым достижениям. Чувство ревности Василию удалось-таки преодолеть, да и командир помог, сказав, что скоро в каждой роте будет свой Тёркин.
Творческий ансамбль
Женские персонажи, хотя их и немало в постановке, оказались больше на втором плане. Девушки-санитарки, Женщина Татьяны Шишкиной и Врач Ирины Дубровской, Певицы Русланова Ксении Морозовой и Шульженко Анастасии Дьячковой, Старуха Татьяны Рогачёвой и Бабка Валентины Кошминой помогают режиссёру создать некий обобщённый образ русской женщины. Все эти разновозрастные персонажи в различных эпизодах спектакля подчёркивают и важность роли прекрасной половины для боевого духа солдат, и неоценимый вклад женщин в достижение победы.
Нельзя не подчеркнуть впечатляющие и такие щемящие хореографические сцены (хореограф Яна Тутарская) в постановке. Особенно вальс медсестёр с пустыми шинелями, когда вдруг мечты молоденьких девушек о парнях воплощаются в реальность. Внутри шинелей оказываются такие же молодые солдатики, которые в вихре танца кружат и кружат обомлевших девчат. Другой, ещё более трагический танец – танго солдаток с белыми рубашками, исполненное ближе к финалу спектакля. Надежда обрывается отчаянием: никогда уже молодым вдовам не одеть суженых в эти белые одежды.
И всё-таки жизнеутверждающих нот в спектакле гораздо больше. Тёркин является не единственным героем спектакля. Безымянные боевые ребята (Андрей Шепелев, Алексей Алексеев, Илья Огиенко, Павел Шуть), харизматичный Командир (Сергей Дубровский), великие певицы и рядовые медсестрички, даже Старик (Геннадий Калинин) и Старуха (Татьяна Рогачёва), провожающие, а через два года вновь встречающие Тёркина, на протяжении всего спектакля создают образ великого народа, победившего коричневую чуму.
Режиссёру и его талантливой команде на основе выдающегося произведения Александра Твардовского удалось показать, в чём сила русского характера. Театральная повесть, насыщенная прекрасными стихами, юмором и песнями, без всякой назидательности и морализаторства говорит простым, доступным языком о вере в победу и любви к Родине. А это куда действенней выспренних речей о необходимости воспитывать истинный патриотизм.