С кем бы из тамбовских актёров в разные годы моей журналисткой деятельности ни заходил разговор о заслуженном артисте РСФСР Дмитрии Дульском, будь то корифеи нашего театра Николай Рубцов, с которым Дмитрий Иванович начинал играть на сцене ещё в молодые годы, или Михаил Березин, который пришёл на подмостки, когда Дульский был уже опытным актёром, или же артистка уже следующего поколения Ирина Горбацкая, - все в первую очередь отмечали его яркий комедийный актёрский талант и порядочность, беспокойность и честность, как человека и общественного деятеля. В Тамбовском государственном драматическом театре Дмитрий Дульский служил 53 года.
Солнечный человек - так определила суть этой замечательной личности Ирина Борисовна Горбацкая. Тепло и свет Дмитрий Иванович дарил окружающим на протяжении всех своих 87 лет. Во время прощания с артистом в январе 2008 года «людская река» долго не иссякала. Ведь для тамбовчан закончилась эпоха театральных походов «на Дульского». И, видя это искреннее горе самых разных людей, мне тогда невольно вспомнилась строчка из песни Льва Гурыча Синичкина, персонажа одноименного водевиля Ленского, которую пел Дмитрий Дульский, играя этого героя: «Жаль, время властно надо мною. Но, зритель мой, со мною ты».
Дмитрий Дульский прожил долгую и насыщенную творчеством и различными событиями жизнь. И преданные актёру зрители всегда были благодарны Дмитрию Ивановичу за большой талант, за годы жизни, отданные служению театру, за те прекрасные мгновенья соприкосновения с истинным искусством, которые всегда дарил ей этот замечательный артист.
Цирк, опера и балет
Родился будущий артист 31 июля 1921 года в далёком Семипалатинске, что находится в Казахстане. Его отец работал инженером лесного хозяйства, а мать была домохозяйкой. Ещё будучи маленьким мальчиком, Дима вместе с семьёй оказался в Свердловске. Здесь он перед войной и окончил среднюю школу. Поступление в Свердловское театральное училище не было случайным. К этому времени душа юноши вовсю жаждала творчества. Дмитрий уже успел испытать момент сладостного успеха, когда благодарные зрители одаривают аплодисментами, а сердце при этом радостно замирает от счастья.
Одним из самых сильных увлечений детства Дульского был… цирк. На манеже выступал старший брат Дмитрия. Со временем вместе с братом-эквилибристом стал работать и Дима. Он также ассистировал жене брата, которая была иллюзионисткой. Интересно, что работа в цирке повлияла и на дальнейшую актёрскую деятельность Дмитрия Дульского.
Вот как описывал искусствовед Пётр Карманов свои впечатления от работы Дмитрия Ивановича в спектакле «Доходное место», поставленном в Тамбовском драмтеатре в 1975 году:
«Юсов в исполнении Дульского – убеждённый апологет взяточничества, хранитель традиций бюрократизма. Символичен эпизод торжества Юсова на чиновничьей пирушке. «Отплясав» по мостовой, он как бы воспаряет над грешной землёй. Свои поучения Юсов сначала произносит, сидя на плечах подобострастных чиновников, а затем взмывает ещё выше. Раскачиваясь на люстре, он выкрикивает: «На сердце весело, на душе покойно! Я никого не боюсь!»
Такие трюки в 54 года актёру позволяла делать именно прекрасная физическая подготовка.
Другим увлечением детства будущего артиста стали опера и балет. Дима пересмотрел по нескольку раз все спектакли Свердловского театра оперы и балета. Он знал их наизусть. Дома Дмитрий устроил свой театр. С помощью отца он мастерил кукол, а затем разыгрывал для близких и ребят со двора «Евгения Онегина», «Русалку», «Кармен», «Князя Игоря». Все партии этих опер, естественно, пел сам. Впоследствии Дмитрий Дульский очень любил играть в музыкальных спектаклях как раз из-за возможности исполнять в них песенные номера. Много пел актёр и в жизни, на вечерах и капустниках в Доме актёров. Причём обожал сам сочинять тексты на известные мелодии.
Из Алапаевска в Тамбов
Диплом профессионального актёра Дульский получил в 1942 году. Так как Дмитрий, согласно приказу Верховного главнокомандующего, получил бронь, освобождающую его от службы в армии, то он отправился по распределению работать в Николаевский областной театр, который находился в эвакуации на Урале в городе Алапаевске. В военное время, конечно же, помимо театра было много и военно-шефской работы по обслуживанию воинских частей и госпиталей. Перед тем как окончательно осесть в Тамбове, Дмитрий Дульский работал в Тульском и Мичуринском драматических театрах. Мичуринские старожилы до сих пор вздыхают:
«Вот были Дульский и Корнилова, вот были актёры!»
Д. Дульский в роли пана Збышко. Спектакль «Мораль пани Дульской»
В Тамбовский драматический театр Дмитрий Дульский вместе с супругой Марией Корниловой поступил в 1955 году. Как вспоминал Николай Рубцов, Дмитрий приехал из Мичуринска показываться в Тамбовский драмтеатр с гитарой и отрывком из пьесы Дьяконова «Свадьба с приданым». Роль Курочкина в исполнении молодого актёра понравилась руководству театра, и Дульский был принят в тамбовскую труппу. Дмитрием Ивановичем на этой сцене было сыграно более ста ролей, среди которых Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова»), Прохор («Васса Железнова»), Порфирий («Преступление и наказание»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Серебряков («Дядя Ваня») и другие. Именно в этом театре за яркую творческую деятельность Дмитрию Дульскому было присвоено в 1963 году звание «Заслуженный артист РСФСР».
Лучшие роли
Большой удачей актёра в начале тамбовской карьеры стала роль Виктора в «Иркутской истории». Дульскому удалось передать и силу мрачной страсти, и трагическое отчаяние героя. Чего стоила жутковатая пляска Виктора на свадьбе любимой Вали и Сергея! Драматург Алексей Арбузов видел тамбовскую постановку и очень высоко оценил игру Дульского. Весьма нетрадиционно сыграл Дульский и Лопахина в спектакле «Они сражались за Родину». У Дульского шолоховский герой, отличавшийся шахтёрской грубостью, стал идейнее, интеллигентнее. Такая трактовка персонажа некоторых критиков даже шокировала.
Известный театровед Александр Смирнов считал одной из лучших ролей Дульского Шмагу в постановке «Без вины виноватые» по Островскому, где, кстати, Кручинину гениально играла Мария Корнилова. Смирнов писал:
«Дмитрий Дульский – замечательный комический актёр. Шмага, как диктует традиция, - роль, где актёру можно было бы «развернуться». Но Дульский не поддался соблазну и создал образ столь неожиданный и значительный, что поначалу теряешься. Прежде всего,
Шмага Дульского весьма умён. Это ощущается в том, как остро оценивает он всё происходящее вокруг. Сколько скрытого презрения в его обращении с Коринкиной и Миловзоровым, сколько иронии по отношению к Дудкину! И здесь чувствуется, что был он одарённым актёром. Но жизнь сломала его, он во всём изверился и на всё вокруг озлобился. А так как талант и злоба совместными быть не могут, то и осталось «тянуть нить» провинциального комедианта, паяца, шута, почти открыто издеваясь над «хозяевами жизни», да заливать «горькой» неутолимую тоску о напрасно проживаемой одинокой жизни, о погибшем таланте».
Д. Дульский в роли Шмаги. Спектакль «Без вины виноватые»
Блистательную роль Сарафанова в «Старшем сыне» по Вампилову предложил сыграть Дульскому режиссёр тамбовского театра Анатолий Иванов. Эта постановка шла более 10 лет, и всё благодаря Дульскому. За эти годы по нескольку раз сменились актёры, игравшие других персонажей. Но неизменен был Дмитрий Иванович в роли Сарафанова. Интересно, что спектакль постоянно менял названия, потому что главным героем в ней был не как у Вампилова «старший сын» Сарафанова Володя Бусыгин, а сам Сарафанов.
«Казалось бы, ситуация не для комедии, - писал Пётр Карманов. - Но такт и искренность Дульского делают образ Сарафанова подлинно комедийным. С тонкой и доброй ироничностью актёр раскрывает душевное состояние своего героя… Дульский создаёт образ подкупающей человечности, раскрывая процесс духовного возрождения Сарафанова и вызывая растущее сочувствие к этому персонажу».
Дульский-режиссёр
Другой великолепной комедийной ролью Дмитрия Ивановича стал Новосельцев из спектакля «Сослуживцы». В нем Дульский сыграл в дуэте с Марией Корниловой, игравшей Калугину. Эта постановка была ещё и режиссёрской работой Дульского. «Сослуживцы» имели огромный успех у зрителей и критики:
«О сценическом обаянии Дульского нам приходилось писать не раз, - констатирует Карманов. - Но в данном случае следует подчеркнуть и несомненное обаяние созданного им образа. Дульский воплощает вдохновенно и с той трудно достигаемой лёгкостью, когда «сделанность» роли перестаёт ощущаться. Жанровая определённость помогает персонажу Дульского быть и абсолютно достоверным, и ярко театральным».
М. Корнилова в роли Калугиной, Д. Дульский в роли Новосельцева. Спектакль «Сослуживцы»
Данный спектакль не единственная удача в режиссёрской практике Дмитрия Ивановича. Он ставил спектакли не только на профессиональной сцене, но и на самодеятельной.
По приезде в Тамбов Дульский практически сразу же начал руководить самодеятельным театральным коллективом при Доме учителя. За довольно короткий срок его театр получил почётное звание «народный». Многие спектакли Дульского становились событием в городе. При аншлаге шли «Любовь Яровая» Тренёва, «Сказка о правде» Алигер, «Раскинулось море широко» Вишневского. Последний спектакль на Всероссийском смотре художественной самодеятельности получил в 1967 году диплом I степени.
В творческом багаже актёра было немало различных наград: Почётные грамоты и дипломы Министерства культуры РСФСР и СССР, несколько дипломов первой и второй степени театральных фестивалей за роли в спектаклях на профессиональной сцене, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Дружбы, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и ряд других медалей. Дмитрий Дульский занесён в Книгу Почёта города Тамбова.
Профсоюзный деятель
Отмечался Дмитрий Иванович не раз и Президиумом ВЦСПС и ЦК профсоюзов, а также администрацией Тамбовской области. Ибо помимо профессиональной деятельности, в которую входило также и преподавание в Тамбовском культпросветучилище (Дульский выпустил пять режиссёрских курсов), Дмитрий Иванович активно занимался общественной деятельностью. С 1978 по 1996 годы он возглавлял Тамбовское отделение Союза театральных деятелей России (ранее ВТО).
Дмитрий Иванович смог сплотить вокруг себя актёрское братство. При нём в Доме Актеров бурно кипела творческая жизнь. Проводились различные концерты, театральные встречи, чествовались юбиляры, делались к праздникам капустники. В те годы очень дружили между собой актёры тамбовского и мичуринского театров. Труппы постоянно встречались в Доме актёров на совместных мероприятиях. И сегодня многие уверены, что, не заболей Дмитрий Иванович, - он бы не дал после реконструкции театра ликвидировать Дом актёров.
Дульский обладал такой энергией, что её хватило бы на несколько человек. Несмотря на всю скромность и интеллигентность, он был упорным и боевым человеком. Только с таким, как у него, упрямством можно было в те годы «пробить» все структуры власти и построить в лесу базу отдыха для работников культуры области «Сосновый угол». До сих пор, отдыхая на лоне великолепной тамбовской природы, работники театров области с благодарностью вспоминают Дмитрия Ивановича.
Организаторские способности Дульского оценили и выше. В 80-х годах он был избран членом республиканского правления СТД РСФСР, в 1986 году принимал участие в работе учредительного съезда СТД СССР. Благодаря активности Дмитрия Ивановича актёры гастролировали во многих уголках родной области и в других регионах страны.
«Дмитрий Дульский был прекрасным пропагандистом театра, - вспоминает руководитель Музейно-выставочного центра Игорь Николаев. - Много лет он в музее училища связи возглавлял и проводил устный журнал «Театр. Актёр. Зритель». Дмитрий Иванович очень увлечённо рассказывал об истории театра, актёрской деятельности, привлекал к работе других артистов. Он был образованным, интеллигентным, светлым человеком. Мог так подать будущий спектакль, что его непременно хотелось посмотреть. Дульский умел открыть мир театра и позвать в него».
Надо сказать, что и в обыденной жизни Дмитрий Иванович, по признанию коллег и друзей, был очень светлым человеком. Заслуженная артистка РФ Мичуринского драмтеатра Татьяна Николаева вспоминает:
«Когда он входил, то вокруг становилось светлее, что-то внутри тебя щёлкало, и хотелось сразу же вместе с ним двигаться вперед. Я всегда видела лёгкого, летящего человека и очень обаятельного».
Дмитрий Иванович обладал сильной энергетикой и оптимистическим взглядом на жизнь. Это ему помогало и в общественной, и творческой жизни. Он был не только действующим актёром, но и деловым человеком. И при этом всегда оставался на сцене драматического театра потрясающим профессионалом, истинно русским актёром.
Близкие
С будущей супругой Марией Корниловой Дмитрий Дульский познакомился в Мичуринском драматическом театре, где они служили до 1955 года. И в жизни, и в творчестве актёры были рядом не одно десятилетие. На подмостках Тамбовского театра они вместе выходили в спектакле «Сослуживцы», играя Калугину и Новосельцева. В постановке по пьесе Тирсо де Молины «Дон Хиль – Зелёные Штаны» Корнилова играла роль Хуаны, а Дульский - Карамчеля, в пьесе Островского «Без вины виноватые» Корнилова была Кручининой, Дульский — Шмагой и так далее. Особенно больших высот актёры достигли в постановках заслуженного деятеля искусств РСФСР Анатолия Иванова. К примеру, в пьесе Леонова «Золотая карета» Корнилова сыграла Щелкунову, а Дульский — Рахума.
К сожалению, в 2003 году Мария Корнилова ушла из жизни. Но она успела увидеть на сцене Тамбовского театра расцвет таланта сына Алексея Дульского, который сегодня очень достойно представляет актёрскую династию. Алексею удалось сыграть в спектаклях и вместе с отцом, как, например, в постановке «Когда спящий проснётся». Интересно, что в творческой судьбе Алексея Дульского случились роли, которые когда-то феерически играл его отец. Такой, к примеру, стала роль Аполлона Мурзавецкого в спектакле «Волки и овцы». Теперь она блестяще исполняется сыном.
Алексей Дульский в роли Аполлона Мурзавецкого. Спектакль «Волки и овцы»
Читайте также: В Тамбовском драмтеатре возобновляет работу театральный двор