Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Сергей Холкин: «Актёр должен уметь всё»

Культура
Фото: Фото из личного архива Сергея Холкина

На пути к награде

В Мичуринской драме Сергей Холкин не сказать чтобы очень давно (он поступил на службу в труппу в 2012 году), но его вклад в репертуар театра и занятость в спектаклях весьма весома. За девять лет им сыграно более 50 ролей в самых разных – от детских и новогодних до серьёзных драматических - постановок. В месяц в среднем он выходит на подмостки в 20 спектаклях. На сцене театра Сергей создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Это Трубадур в «Бременских музыкантах» и Том в «Стеклянном зверинце», Д'Артаньян в «Трёх мушкетёрах» и Дон Жуан в «Последней любви Дон Жуана», Леонардо в «Кровавой свадьбе» и Володя в «Старшей сестре», Михаил Питунин в «Спасти камер-юнкера Пушкина» и многие другие.
И в каждом спектакле он выкладывается на все сто процентов, талантливо представляя иногда полярные по сути персонажи. А высокую оценку работ подтверждают такие факты, как любовь зрителей, которые теперь идут «на Холкина», и различные награды в копилке актёра. К примеру, совсем недавно Сергей Холкин был удостоен диплома «За лучшую мужскую роль» на V Международном театральном фестивале «Поговорим о любви – 2021» за трагическую роль Егора Прокудина в спектакле «Блудный сын». И одновременно в этом же году так же высоко, специальным дипломом жюри, была оценена его роль Лешего в детском спектакле «Летучий корабль».
В предыдущие годы у Сергея Холкина уже были победы в номинации «За лучшую мужскую роль»: на V областном смотре–конкурсе «Итоги сезона» – 2015» роль Тома в спектакле «Стеклянный зверинец» и на XII межрегиональном фестивале «Итоги сезона» – 2021» за роль Михаила Питунина в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина». Кстати, диплом лауреата за роль Питунина Сергей получил и в прошлом году на фестивале «Лобненская театральная осень».
Первой же наградой Холкина в качестве артиста Мичуринского театра стал диплом лауреата I степени в номинации «Профессионалы» в Межрегиональном актёрском конкурсе им. К. С. Станиславского «Верю!», который он получил в Курске в 2014 году. Курские газеты тогда писали, что молодые исполнители представили на суд жюри и публики работы в трёх конкурсах: визитная карточка, монолог и собственный творческий номер. И именно Холкину было сказано знаменитое «Верю!» с присуждением главного приза за актёрское мастерство.

Начало пути

А ведь Сергей Холкин ни в детстве, ни в юности и не помышлял об актёрской карьере. Он родился в городе Березняки Пермского края в семье рабочей интеллигенции. Отец работал инженером на заводе. Мама также была инженером, получившим звание «Заслуженный химик России». В художественной самодеятельности ни в школе, ни затем, продолжив учёбу, в торговом колледже, Серёжа не участвовал. И тем не менее в одни из каникул, когда 16-летний сын маялся от безделья, именно мама дала Сергею газетную заметку с объявлением о наборе молодёжи в студию при Березняковском театре. Сергей скептически отверг предложение и ушёл гулять.
Как с улыбкой сегодня вспоминает Сергей Холкин, погода тогда не заладилась, и он случайно почему-то оказался в студии. С этого момента он и «заболел» театром. Молодёжная студия Березняковского театра готовила кадры для своей сцены. Поэтому вскоре Холкина уже занимали в массовке и эпизодах текущего репертуара. А после получения среднего специального образования молодому актёру доверили и такую главную роль, как старшина Васьков в драме «А зори здесь тихие».
Сергей решает продолжить образование, поступает в театральный вуз Перми и устраивается в труппу пермского театра «У моста». Но высшее образование он так и не получил. Семья (жена Холкина Наталья Попова тоже актриса), годовалый сын Макар, служба в театре, где не полностью удовлетворяли роли, учёба в институте стали слишком большой нагрузкой. И через три года Холкин с женой уезжают из Перми и устраиваются в Туапсинский драматический театр. Сергей продолжает оттачивать актёрское мастерство. В 2011 году он обучается в Международной театральной школе по методу Михаила Чехова под руководством Никиты Михалкова. И снова ищет свой театр.

Мичуринск

Через год Сергей и Наталья направляют заявку в Мичуринский драматический театр, куда позвали их знакомые.
«Тогда это было нормально, мы ездили, искали себя. – рассуждает Сергей. - Сейчас я, наверное, так бы не смог. Постановок Мичуринского театра я тогда не видел. Но познакомился в интернете, визуально понравилось, решил поехать. Директор театра Галина Николаевна Попова встретила нас в театре, провела экскурсию. Первые впечатления были очень приятными. Поразило и здание театра, и зал. Первой моей постановкой стал спектакль Олега Куртанидзе «Охота жить» по рассказам Шукшина. Спектакль состоял из двух частей. И у меня в нём три роли. Было волнительно. Сразу три роли - и все разные. А я новый человек в театре. Но благодаря нашей труппе и режиссёру всё получилось прекрасно».
Так в 2012 году началась карьера Сергея Холкина в Мичуринской драме. Олег Куртанидзе был доволен дебютом молодого актёра. И в следующей своей постановке - трагедии «Медея» - доверил ему большую роль Ясона. Но в эти же годы Сергей с удовольствием и очень успешно играет в детских представлениях и сказках. Обаяние актёра во время спектакля настолько велико, он так заряжает маленьких зрителей своей энергетикой, что они не замечают, что актёр и на лицо не сказочный красавец, и телом худоват. Они видят в Холкине прекрасного Трубадура из «Бременских музыкантов», Воина из «Легенды о золотой антилопе», уморительного Клоуна Стёпу из постановки «Цирк зажигает огни».

Роли и увлечения

Надо сказать, что клоунада - одно из увлечений Сергея. Ему очень удаются всевозможные цирковые номера и репризы. Из спортивных увлечений ему по душе футбол, баскетбол, боевые единоборства и фехтование. Оттого, наверное, так и хорош его Д'Артаньян в «Трёх мушкетёрах».
Роль мушкетёра оказалась очень интересной (кто в детстве не мечтал примерить на себя плащ мушкетёра и сразиться на шпагах), но в тоже время и очень трудоёмкой. Постановка «Три мушкетёра. Подвески королевы» отличалась масштабностью и длительностью, шла более трёх часов. Сергей тратил немало энергии, чтобы выдержать многочасовой сценический марафон. Но Холкину нравятся роли, открывающие в нём новые возможности.
«Гораздо интереснее преодолевать себя, выполнять технически сложные моменты, импровизировать, - считает Сергей. И добавляет: - Актёр должен уметь всё».
Поэтому, когда его спрашивают, кем бы он стал, не будь артистом, отвечает:
«Не пробовал, не знаю. Возможно, дизайном бы занялся. Но пока мне хотелось бы оставаться актёром. Потому что надо заниматься тем, что тебе интересно. И результат будет. И жить на это можно будет».
О последнем тоже надо задумываться. Потому что Сергей Холкин и Наталья Попова воспитывают двух сыновей и дочку. И роль папы и мамы – одна из любимых в жизни актёров.
А вот на сцене одной из последних любимых и интересных ролей для Сергея стала роль Миши Питунина в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», где герой, мужчина средних лет, задумывается о своих сложных взаимоотношениях с творчеством великого поэта.
«Мы играем вдвоём с Ксенией Морозовой. Вдвоём на сцене полтора часа. Это был вызов - держать публику столько времени. А тут ещё куча текста. Но, благодаря режиссёру Татьяне Владимировне Ворониной, получилась для меня этапная работа. Очень серьёзная и нужная для меня роль. Но мне везёт на такие вещи. Потому что, когда какой-то творческий кризис, выгорание, всегда в моей судьбе появляется творческий проект, который заставляет про всё забыть и окунуться в работу с головой. Всё по-новому продумать и воспринять», - подчеркнул Сергей Холкин.
Любопытно, но Сергей не мечтает, как многие актёры, сыграть Гамлета. Его больше привлекает не самое популярное произведение Фёдора Достоевского «Записки из подполья», особенно его вторая часть.
«Конечно, если её играть, надо делать инсценировку, - размышляет Холкин. - Вытаскивать оттуда историю. Но там такие глубины! Это просто необходимо для изучения человека и его внутреннего мира. Конечно, это сложная история и для актёра, и для режиссёра. Но безумно интересная. Вот что бы я сыграл».
И, возможно, срежиссировал. Ведь к 35 годам Сергей Холкин заявил о себе и как о неплохом режиссёре, поставив в нынешнем сезоне трагикомедию «Горка». Правда, Сергей несколько лет назад уже попробовал себя в качестве режиссёра, создав постановки «Чем дальше мы уходим от войны» и «Современная поэзия в действии». Хотя это были скорее литературно-музыкальные композиции, но которые пользовались успехом у зрителей. Например, «Чем дальше мы уходим от войны» продержалась в репертуаре пять сезонов.

Новый вектор

И вот для Холкина пришла пора, когда он нашёл пьесу, что его заинтересовала. Сергей решил поставить трагикомедию «Горка» Алексея Житковского, которая на конкурсе современной драматургии была признана «Лучшей пьесой 2018 года». Оценивая свою работу, Сергей Холкин, как всегда, строг:
«Режиссёр - это пока громко сказано. Мне был интересен процесс создания спектакля с начала выбора пьесы и до выпуска спектакля. Нашёл пьесу случайно, и она меня зацепила, долго с ней ходил. Потом понял, что хочу ставить, сел и разобрался с ней. Появилось видение идеи».
С ней Холкин пришёл к Галине Поповой и главному режиссёру Николаю Елесину.
«И они сказали: давайте ставить – в качестве эксперимента. Я сам такого не ожидал. Мне было страшно. И тяжело. Режиссура - это трудоёмкая, объёмная, выматывающая работа. Но при этом очень интересная. Работа актёра легче. Ведь режиссёр должен сыграть за всех персонажей пьесы, всё разобрать. К тому же он должен быть идейным вдохновителем и понимать: про что ставит, куда он идет и куда ведёт актёров».
Но успех «Горки» у критиков и у зрителей, наверное, подхлестнёт режиссёрские амбиции Сергея Холкина. Ибо он - талантливая и ищущая новые пути личность.
 
Авторы: