Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Фантазия на темы Чехова: Тамбовский молодёжный театр открыл сезон спектаклем по рассказам классика

Культура
Фото: Фото автора

Пожалуй, никто не будет спорить, что Чехов вечен, а значит, он вне времени. И даже не потому, что всегда актуален, а потому, что в его рассказах и пьесах всегда находится нечто ранее неизвестное. Точнее, новое время открывает его произведения с новой стороны, о которой его современники, а возможно, и он сам, даже не догадывались. Но это не недостаток, это показатель таланта. Только и всего...
По символичному совпадению премьера спектакля под загадочным названием «Полететь на воздушном шаре» (12+) состоялась в первый день всероссийских выборов. И те, кто сделал в этот вечер выбор в пользу Молодёжного театра, явно не пожалели. Режиссёр Никита Рак решил не просто представить на сцене один из чеховских шедевров, а объединить небольшие рассказы писателя в виде сценического произведения по их мотивам. И в данном случае термин «шутка» на темы Чехова подразумевается как самостоятельный жанр, ни больше, ни меньше.
Что же касается названия, почти дословно перекликающегося с наименованием легендарной концертной программы культовой тамбовской группы «Круиз», то навеяно оно не только романтикой, присущей людям всех времён, но и конкретной фразой из письма Чехова к Марии Киселёвой, отправленного весной 1888 года со словами «...Хочется влюбиться, иль жениться, или полететь на воздушном шаре.».
Полетать на воздушном шаре Антону Павловичу так и не удалось, но полёт фантазии в своих произведениях ему удался так высоко, что просто тянет воплотить его на сцене, как признался режиссёр спектакля.
«Мы взяли всего пять произведений, в принципе, широко известных, и объединили их в одно художественное полотно, оставляя каждый сюжет самостоятельным. Но общим стало настроение, переплетение человеческих характеров и отношений, что абсолютно актуально и сейчас. Что же касается труппы Тамбовского молодёжного театра, то это уже второй мой спектакль, поставленный на этой сцене, который ещё раз доказал, что очень дружный коллектив этого театра становится своеобразной коллективной личностью в желании достичь цели. Это очень важное качество, один из залогов успеха театра. Мне было легко работать с ребятами, легко находить взаимопонимание, а это и есть совместное творчество», -признался Никита Рак.
В основу фантазии-компиляции легли внешне лёгкие и, казалось бы, чисто юмористические рассказы Чехова. И хотя написаны они были про обычные житейские заботы жителей России XIX века, зрители узнавали в них себя. Лишь с небольшой разницей в сути ценностей и проблем. Например, герою-дачнику мешают ночью спать не только вездесущие комары, но в первую очередь соседи по дачному посёлку, что репетируют по ночам романсы, готовясь к запланированной вечеринке под сенью яблонь и вишен, на которую наш герой тоже приглашён.
И вообще, дачники в чеховские времена приезжали за город не картошку сажать, а искать отдохновения души на природе. С тех времён понятие «дача» сильно изменилось, но даже если она не является местом выращивания урожая, то привычка его выращивать всё равно живет уже как хобби. Так меняются время и стремления дачников, которые часто становились героями чеховских произведений.
В спектакле «молодёжки» эти короткие сюжеты проходят на одном дыхании, зрители не могут сдержать смеха над шутливыми ситуациями, но Чехов — вовсе не банальный юморист. В каждом его рассказе есть подтекст и своя философия, причём совсем не обязательно располагающая к юмору. И она в какой-то момент неожиданно обрушивается на зрителя холодным душем.
Как в финале спектакля, где появляется сам Чехов в исполнении Дмитрия Чербаева и ведёт диалог с актёром, что провёл на сцене всю свою долгую жизнь. Он был звездой сцены, ему аплодировала публика, дарила цветы, но он остался для неё лишь шутом. А невеста в молодости поставила условие, что отдаст свою руку и сердце, если он оставит сцену. Он выбрал сцену, но сцена мимолётна и жестока. А на склоне лет уже поздно задумываться, верным ли был тот выбор...
Театр не даёт ответов. Но театр задает вопросы, на которые каждый должен ответить сам. А зрители будут по-прежнему идти в театр в надежде найти ответ, чтобы в итоге его не найти. Но задуматься. Или просто чтобы развлечься и, как пел Андрей Макаревич, «...прийти домой и всё к чертям забыть». Каждый это решает для себя, а загадочный Чехов продолжает задавать вопросы и волновать воображение своими «шутками», воплощёнными на сцене...
Авторы: