Определение «человек-оркестр» закрепилось за актёром Сергеем Левандовским очень давно. Помимо непосредственной актёрской деятельности на подмостках Тамбовского драматического театра, он проявил себя как мастер художественного слова.
Многогранность
В его творческом багаже моноспектакли и выступления на фестивалях. В 1999 году Сергей даже завоевал гран-при Всероссийского фестиваля мастеров художественного слова в Москве. У Левандовского много идей для различных проектов. Большой резонанс у публики имел цикл литературно-музыкальных концертов, организованных совместно с симфоническим оркестром. Особенное впечатление произвела драма «Моцарт и Сальери» в его прочтении.
При этом Левандовский ещё и поющий актёр. Потрясающе ироничную «Графиню» в его исполнении, аудитория всегда просит исполнить на «бис». И хотя Левандовский, иронизируя над собой, уверен, что его пение можно выразить строчкой Некрасова: «Этот стон у нас песней зовётся», но петь он любит и делает это с большой душой. Недаром он стал лауреатом российского фестиваля «Поют артисты драматических театров имени Андрея Миронова».
Многолетнее участие Сергея Левандовского в жизни Тамбовского областного отделения Союза театральных деятелей РФ вылилось в выдвижение его на пост председателя правления в 2005 году. Будучи переизбранным уже в четвёртый раз, он занимает пост и ныне, так как люди видят, с какой самоотдачей работает и добивается хороших результатов их руководитель.
В доковидную эпоху (теперь вот появилось и такое определение, разделившее нашу жизнь на «до» и «после»), Сергей Левандовский активно сотрудничал с разными телеканалами и радио. Например, его программу «Культурная среда Сергея Левандовского», выходившую на телеканале «Полис», многие помнят до сих пор.
А весной этого года Сергей Алексеевич выступил ещё и в качестве режиссёра, поставив на родной сцене пьесу «Акселераты» Семёна Ласкина. Левандовскому захотелось попробовать себя в роли режиссера. В этот спектакль режиссёр-постановщик вложил всю ту теплоту, с которой он вспоминает своё советское детство.
Левандовские
Сергей Левандовский родился в семье тамбовских интеллигентов. Отец – инженер, мама – врач. Его дед – Ипполит Ипполитович Левандовский – офицер польского кавалерийского полка оказался в России в начале прошлого века. Когда полк дислоцировался в Тамбове, Ипполит познакомился с русской девушкой. Таня перевернула судьбу польского офицера. После 1917 года он решил не возвращаться в Польшу и сделал ей предложение. Молодые приобрели дом у вдовы бывшего сослуживца Ипполита, в котором появились на свет двое сыновей – Борис и Алексей.
Сергей Алексеевич рассказывал, что его отец и дядя храбро воевали во время Великой Отечественной войны. И даже освобождали Польшу, где и произошёл инцидент с Алексеем. Ему захотелось посмотреть на родные места Ипполита Левандовского. За самовольную отлучку Алексей попал на гауптвахту. Грозило и более суровое наказание, но спас командир, у которого тоже оказались польские корни. Более того Алексея оставили служить в Польше до окончания войны. Как и большинство солдат Алексей Левандовский не любил вспоминать о военных буднях, но сына воспитал как настоящего патриота.
Поэтому Сергей Левандовский очень трепетно относится к военной теме. В его репертуаре очень много стихов о войне. Помню, как особенно пронзительно прозвучали великие строки Давида Самойлова «Сороковые, роковые» в исполнении Левандовского на его творческом вечере. Актёр завершил стихотворение, а в воздухе ещё минуту висела тишина. Взволнованные слушатели приходили в себя, и только после этого зазвучали аплодисменты.
Театральные впечатления
Самым сильным театральным впечатлением маленького Серёжи стал спектакль «Золушка» Тамбовского драматического театра. Левандовский вспоминает, как вскоре он пересмотрел его снова… во сне от начала до конца. С того момента мальчик решил стать артистом.
В конце четвёртого класса ученик 12 школы Сергей Левандовский записался в театральную студию Дворца пионеров, которой руководила Вера Товма. Педагог от Бога, энциклопедически образованная, знающая о театре буквально всё Вера Александровна имела непререкаемый авторитет в тамбовской театральной среде. Она воспитала не одно поколение будущих актёров, которые сегодня играют на столичных и провинциальных сценах. Школе Веры Товма Сергей Левандовский верен до сих пор. Вот такая тавтология.
Это потом будут и Иркутское театральное училище, и приглашение Андрея Трапани в Тамбовский театр кукол, откуда и начитается отсчёт первых шагов по пути творческого профессионализма Левандовского. А через год – новое приглашение, уже из Мичуринска. Главный режиссёр Глеб Томилин позвал молодого актёра в труппу драматического театра.
«Глеба Константиновича я по праву считаю своим учителем в профессиональном театре, – признаётся Сергей Алексеевич. – В Мичуринском театре я встретился с удивительными актёрами Валентиной Ключанской, с Соколовым, с Полянским. Актерами, которые работали в провинциальном театре, но по мощности своего таланта, профессиональной своей пригодности вполне могут считаться украшением актёрской российской плеяды. Поэтому я благодарен за многое судьбе, так вот «случайно» подарившей мне эти встречи».
Мичуринск-Тамбов
На сцене Мичуринского драматического театра Сергей Левандовский сыграл более 40 ролей.
«Знаете, в нашем деле никогда гладко не бывает, - убеждён актёр. - И терниев хватало, и предательство театра случилось... Я уходил из театра, как мне тогда казалось, окончательно и бесповоротно».
Свой уход из Мичуринской драмы актёр объясняет затянувшимся кризисом, полнейшей неудовлетворенностью собою, состоянием театра, в котором тогда служил, режиссёром, с которым приходилось работать. А тут ещё хаос и разруха 90-х годов.
«В общем, решил всё бросить и искать себя в другом деле, - продолжает вспоминать Сергей Алексеевич. - Ушёл в бизнес. Надо сказать, достаточно успешно ушёл. Но, когда через девять лет после этого, мне позвонили и предложили роль Несчастливцева в «Лесе» Островского в Тамбовском драматическом театре, все вопросы были сняты тут же. Руководство бизнесом было передано друзьям-знакомым, и я вернулся в театр. Потому что прекрасно понимал, что такие предложения бывают раз в жизни и что это как раз тот момент, о котором говорят, что в жизни актёра всё решает Его величество случай».
С 2001 года Сергей Левандовский в труппе Тамбовского драматического театра. Зрители помнят его блистательные роли Несчастливцева в «Лесе», Ежевикина в «Селе Степанчиково…», Олешунина в «Красавце-мужчине», маркиза Доранта в «Полоумном Журдене», Старбака в «Продавце дождя» и многие другие.
«Левандовский – актёр яркий, запоминающийся, на удивление разный, мастерски умеющий передать как карикатурно-смешные, так и глубоко серьёзные характеры своих героев, выстраивая образы с невероятным изяществом, остроумием и кажущейся лёгкостью. Тимоте в «Хануме», Анучкин в «Женитьбе», Поэт в спектакле «COLOMBA» Ануя – роли, которые невозможно забыть! Одна из сильных работ актёра – Фёдор Кулыгин в «Трёх сёстрах». Она поражает. Персонаж Левандовского – не просто зануда-учитель, нелепый и нелюбимый «человек в футляре», он ещё и трогательный, добрый, любящий... Большое удовольствие видеть этого замечательного актёра на сцене», – говорит руководитель Дома творческих работников Ирина Блохина.
Левандовский и сегодня в прекрасной форме. О чём говорит премьера этого месяца — спектакль «Прости меня» по пьесе Германа. Актёр с партнёршами Натальей Антиповой и Ольгой Сирото играют на камерной сцене в непосредственной близости от зрителей. На это решиться не каждый. Столь небольшое расстояние требует особой искренности и ответственности.
Общественник
Не менее сильной стороной Сергея Левандовского является его деятельность, начиная с 2005 года, в качестве председателя Тамбовского отделения Союза театральных деятелей РФ. А в 2012 году его избирают ещё и секретарём Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)», представителем СТД в Центральном федеральном округе РФ. Эта должность позволяет Сергею Алексеевичу добиться дополнительных средств и театральных стипендий для членов Тамбовского отделения.
«Бесспорно, сейчас Союз настолько окреп, что способен помогать по всем направлениям, – рассказывает Сергей Левандовский. – Возьмите хотя бы творческие командировки, творческие стипендии, которые получают актёры. Плюс к этому мы можем отправить специалистов на учёбу. Молодые одарённые актёры имеют возможность заниматься в летней Театральной школе СТД. Там все очень солидно. Мы готовы проводить мастер-классы для артистов по сценической речи, по пластике. Наши ребята ездят на фестивали, студенческие встречи».
Интересным и перспективным стал придуманный Левандовским фестивальный проект «Итоги сезона», реализуемый уже более десятка лет. Когда он начинался, никто не предполагал, что затея выльется в такое театральное событие. Думали: отсмотрит жюри спектакли, определит победителей, вручит награды. Но время доказало, что фестиваль представляет собой серьёзный разговор о состоянии театральных дел на Тамбовщине.
«Чтобы не вариться в собственном соку, мы приглашаем профессиональных критиков, – разъясняет Левандовский. – Доброжелательный взгляд со стороны, направленный на то, чтобы увидеть и рассказать то, что происходит в наших театрах, одно из достижений фестиваля. Приятно и то, что малое количество наград, которое было сразу обозначено, осталось неизменным. Мы не расширяем список номинаций, чтобы не получилась раздача наград – «всем сёстрам по серьгам», чтобы действительно награда была почётной. На обсуждениях постановок, которые проходят на труппе, критики отмечают сильные и слабые стороны режиссуры, актёрской игры. Дают очень дельные советы. В основном критики очень довольны хорошим уровнем представленных спектаклей. Считаю, что фестиваль стал событием культурной жизни Тамбовщины».
Благодаря Тамбовскому отделению СТД у актёров появилась и своя Аллея звёзд, которая запечатлевает творческие достижения артистов, победителей «Итогов сезона». На вручение наград правление всегда старается пригласить российских театральных звёзд. Ведь так приятно получить награду из рук, к примеру, народного артиста России Игоря Костолевского или нашей землячки, лауреата премий «Золотая маска» и «Ника» Надежды Маркиной.
Режиссёрский дебют
Как говорится: «Какой рядовой не мечтает стать генералом», так и в театральной среде многие актёры мечтают сами поставить спектакль. Не ушёл от этого желания и Сергей Левандовский. Весной 2021 года он осуществил постановку пьесы «Акселераты». Разговоров в тамбовской культурной среде было немало: получиться или нет. И вот спектакль живёт второй сезон, вошёл в проект для молодёжи «Пушкинская карта».
«Это очень умная и добрая пьеса. Проблемы, которые поднимает автор, будут актуальны и через сто лет, – говорит Левандовский. – А ещё мне хотелось, чтобы зрители на время спектакля забыли всё то, трагическое, что преследует нас два года. Чтобы была возможность улыбнуться, видя милые отношения, слыша милые шутки. Хотя пьеса, тем не менее, поднимает и серьёзные проблемы взаимоотношения разных поколений».
Сергей Левандовский благодарен и актёрам, которые его поддержали при воплощении режиссёрского замысла.
«Во всём, что происходит со спектаклем - успех или провал - виноват только режиссёр. Мне же работать с актёрами и хорошей драматургией было одно удовольствие», – подытожил Сергей Левандовский.
Читайте также: За покровом видимости