Как всегда в день рождения, а в этот, 70-й, особенно, соцсети и телефон Александра Ермакова были заполнены, сыпавшимися, как из рога изобилия, поздравлениями. Одним из первых, кто поздравил юбиляра 13 ноября, был Президент России Владимир Путин. В своём послании Владимир Владимирович отметил: «Вы заслужили высокое общественное признание и уважение - как блестящий знаток музейного дела и истинный подвижник, вернувший буквально из небытия один из уникальных памятников отечественной культуры и духовности - усадьбу Сергея Рахманинова «Ивановку». Во многом благодаря вам, вашему энтузиазму, умению сплотить вокруг важных задач энергичных, неравнодушных людей - сегодня музей великого русского композитора является всемирно известным просветительским центром, привлекает внимание талантливых музыкантов и гостей из разных регионов России и зарубежных стран».
Единственный в мире
Восхищённые слова признания заслуг Александр Иванович получил и от коллективов ведущих российских музеев, выдающихся деятелей культуры и общественности, до и всех остальных поклонников творчества Рахманинова в стране и за рубежом, которые высоко оценивают жизненный подвиг Александра Ермакова. Ведь что поразительно, при всем почитании гениального композитора, великой любви и востребованности в мире музыки Сергея Рахманинова Музей-заповедник «Ивановка» является единственным в мире музеем выдающегося деятеля культуры.
И то, что в возрождении и становлении старинной усадьбы Сатиных-Рахманиновых львиная доля принадлежит Александру Ермакову, вряд ли кто будет возражать. Вручая в Кремле Александру Ермакову Государственную премию в области литературы и искусства, а также в сфере гуманитарной деятельности за 2019 год Владимир Путин сказал: «Сохранение культурного наследия стало делом всей жизни Александра Ивановича Ермакова. Музею-усадьбе «Ивановка», с которой великий композитор Сергей Рахманинов связывал свои лучшие годы, творческое становление, Александр Иванович посвятил без малого полвека. И не только восстановил главный дом и детально воссоздал всё пространство усадьбы, но и превратил Ивановку в современный, всемирно известный просветительский центр».
Сегодня Музей-заповедник на Тамбовщине, несмотря на значительную удалённость от крупных городов, действительно является примером крупного центра музыкальной культуры в российской провинции. Подобная практика ранее существовала только в Европе. Это Зальцбург в Австрии, Берген в Норвегии, Вербье в Швейцарии и другие. К тому же, ныне, без всякого преувеличения, можно сказать, что Ивановка Рахманинова, благодаря деятельности Александра Ермакова, занимает на культурном ландшафте России такое же место как Михайловское Пушкина, Тарханы Лермонтова, Ясная Поляна Толстого, Клин Чайковского.
Предыстория воссоздания
А ведь было время, когда от усадьбы Сергея Рахманинова, в революцию покинувшего Россию, в Ивановке оставались только заброшенные парк и пруд, да еле видневшиеся среди дикой поросли в густой траве остатки фундаментов бывших строений. Забвение длилось до наступления исторической «оттепели» во второй половине прошлого века.
В ту пору на Тамбовщине в областной газете стали появляться статьи журналиста Дмитрия Калашникова о композиторе и его пребывании в Ивановке. Пропаганде имени и творчества великого композитора активно стала уделять внимание и преподаватель музыкального училища Нина Емельянова. Идею этих деятелей культуры о создании музея в Ивановке поддержало организованное в области Тамбовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. И в марте 1967 года в Ивановку приехала первая концертная бригада. С этого времени тамбовские музыканты и артисты регулярно стали концертировать в Уваровском районе. А через год областной краеведческий музей при поддержке отделений ВООПИК и колхоза имени Карла Макса открыл в местном клубе комнату-музей Сергея Рахманинова.
Надо отметить, что все инициативы деятелей культуры о воссоздании усадьбы в Ивановке, в конце концов, всё-таки поддержали и Тамбовский облисполком, и обком партии. Когда на усадебной территории была построена двухэтажная школа, музей перебрался в один из классов. К осени 1978 года был завершён флигель, на верхнем этаже которого разместилась ивановская музыкальная школа, а в комнатах первого этажа стала экспонироваться большая фотовыставка о Рахманинове, переданная Центральным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки и расположились экспонаты комнаты-музея. Эти события уже организовывались и проходили под руководством нового заведующего. На эту должность 24 февраля 1978 года был назначен учитель Ивановской школы Александр Ермаков.
Из учителей в директора
Отправляясь по комсомольской путевке в Тамбовскую область, молодой педагог Александр Ермаков даже представить себе не мог, что недалёк тот день, когда он займётся музейным делом и со временем создаст Музей-усадьбу композитора Сергея Рахманинова, ставший через десяток лет знаменитым на весь мир. Через тридцать лет его самого назовут звездой золотого фонда культуры Тамбовщины. Спустя ещё два десятилетия музей станет заповедником, а его бессменный руководитель из рук президента страны получит Государственную премию за возрождение усадьбы Рахманинова.
Но тогда, в 1971 году, уроженец села Узун-Агач Алма-Атинской области Казахстана, выпускник Туркестанского педагогического училища, купив билет на поезд в далёкую Россию, думал, что будет, если не педагогом, то журналистом. Активный и неугомонный комсомолец Ермаков, ещё живя в Казахстане, мог пойти, как не раз предлагали, работать и по комсомольской линии. Но в его судьбе случилась Ивановка. Как вспоминает Александр Иванович: «4 декабря 1971 года в 19.30 я заявился в кузове ГАЗ-52 в Ивановку». И вот за плечами Александра Ермакова уже 50 лет, как он впервые появился в этом селе Уваровского района. Правда, поначалу начинающему педагогу Ивановской средней школы говорили, что с его талантами и кипучей энергией он пробудет здесь несколько месяцев, а потом его, непременно, заберут на работу в Уварово или Тамбов. Но все пошло совсем по-другому пути, ибо этому вулкану инициатив и энергии нашли применение в иной сфере.
Появившемуся на ивановской земле музею Сергея Рахманинова был необходим директор, который бы взял это дело в крепкие руки. Александр Ермаков подходил по всем статьям. В 1978 году он занимает этот пост, и с той поры становится бессменным флагманом благородной миссии по возрождения усадьбы Сатиных, которая после женитьбы Сергея Рахманинова на Наталье Сатиной в начале ХХ столетия, стала принадлежать ему, тогда начинающему композитору. Именно здесь он жил с весны до осени в течение 28 лет и создал самые значительные свои произведения, вошедшие в мировую музыкальную сокровищницу.
Начало
– Когда я приехал сюда в начале 70-х годов, – вспоминает Александр Иванович, – ивановская школа стояла среди диких зарослей, которые заполонили территорию бывшей усадьбы Рахманинова, уничтоженной после октябрьской революции. Я смотрел на восстановление флигеля неподалеку от школьного здания с ужасом, так некачественно делали свое дело строители. Если бы я знал, что через некоторое время буду возглавлять все это хозяйство, я так шуганул этих горе-строителей, что им мало бы не показалось.
И действительно, за 50 лет работы все узнали, что Александр Ермаков порой бывает крут, за словом в карман не лезет, и может устроить настоящий разнос не только нерадивым работникам, но и представителям власти. Музейщиком Ермаков оказался ершистым. Но в тоже время никто не сможет возразить против того факта, что Александр Иванович фанатично предан своему делу. Он отдаёт все силы и энергию, чтобы сделать Рахманиновский музей процветающим. Да и вообще, в том виде, в каком сегодня существует возрожденная усадьба и её славе не только в России, но и за рубежом, Тамбовщина, в основном, обязана таланту Ермакова.
Некоторые упрекают Ермакова, что, мол, он забыл первых инициаторов возрождения рахманиновской усадьбы и «тянет одеяло на себя». Но это как-то не согласуется с тем, что всем одарённым детям Александр Иванович много десятилетий подряд дарил краеведческие издания Нины Емельяновой, а потом и книгу Дмитрия Калашникова и Олега Казьмина «В Ивановку я всегда стремился», где чётко и подробно рассказывается предыстория воссоздания музея-усадьбы. Их первые и верные шаги на этом пути Ермаков не умаляет. Но, чтобы воссоздать усадьбу такой, какой все её видят ныне, надо было жить в Ивановке.
– Будешь жить за тридцать километров, ничего не сделаешь, – убеждён Александр Иванович. - Потому что утром проснулся и надо всё пройти, проверить: там сломалось, там ветка упала, там доска отлетела, там гвоздь вылез, там краска облезла. Понимаете, этим надо жить. Зашёл в экспозицию, а там паутинка. Её надо быстренько убрать, потому что сейчас придут туристы. Завтра концерт – надо вызывать настройщика и рояль настроить. Понимаете, этим всем надо жить. Для меня невозможно, чтобы день прошёл и ничего не было сделано. Жизнь – явление весьма кратковременное. И тратить время на какую-то мелочёвку – глупо. Поэтому надо успеть что-то сделать. Может, надо было лучше сделать, а я не сумел? Но я всегда говорю так: кто придёт потом, дай Бог, чтобы он сделал лучше. Единственное, что меня успокаивает, что для того, кто придёт, смею надеяться, я фундамент сумел заложить.
Сотрудничество
С появлением в 1978 году первой экспозиции о композиторе для оформления флигеля началась дружба «Ивановки» с Центральным музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В дальнейшем Александр Иванович наладил теснейшие связи с его сотрудниками, которые создали и подарили Тамбовщине несколько выставок, посвящённых не только жизни и деятельности композитора, но и музыкальной культуре России. Ермаков всегда работает масштабно. Он бы не смог сидеть спокойно, ограничиваясь руководством и проведением экскурсий только по маленькому музею-флигелю. В его мечтах было воссоздание полноценной дворянской усадьбы.
Огромную, неоценимую ничем помощь возрождению музея-усадьбы, как любит повторять Александр Иванович, оказал Юрий Павлович Рахманинов. Он приехал впервые на Тамбовщину 18 июня 1981 года. И с той поры никогда не забывал Ивановку. С его вмешательством и настырностью Ермакова, который упорно обивал пороги властных учреждений, было сделано всё, чтобы 18 июня 1982 года в Ивановке открылся Дом-музей Сергея Васильевича Рахманинова.
После появления флигеля с мемориальными комнатами в усадьбе, Ермаковым было задумано воссоздание барского дома. Чтобы вновь построить двухэтажный Белый дом, таким, каким он был при Рахманинове, Александру Ивановичу пришлось выйти на двоюродную племянницу композитора Софью Владимировну Сатину, живущую за границей. Она и помогла создать точную копию утраченного здания, выслав его точный план.
Эпопея, собрания Александром Ивановичем нынешних многочисленных мемориальных экспонатов для комнат, залов и экспозиций в барском доме, открытом в 1995 году, требует особого и обширного описания. За каждой исторической вещью, картиной, книгой, документом Ермаков был готов ехать хоть на край света. Всеми правдами и неправдами изыскивал средства на приобретение того или иного необходимого экспоната. Или применял всё свое обаяние, перед которым не мог устоять никто, так что сами дарили музею Ивановки уникальные предметы старины, позволяющие теперь глубоко и ярко донести до посетителей дух ушедшей эпохи дворянской усадьбы.
Друзья
Взору современных туристов сегодня предстаёт утопающий в роскошных кустах сирени (а их здесь шесть десятков сортов) и окружённый огромными деревьями красивый двухэтажный особняк. А всего 26 лет назад, первые его посетители ходили по совершенно чистой площадке около него. Многим местным ивановцам и приезжим энтузиастам под руководством Ермакова пришлось потрудиться на выкорчёвывании дикой поросли сорных кустарников и уборке бурьяна.
– Немалых трудов сотрудникам музея стоило уничтожение за эти годы, – говорит Александр Иванович, – двенадцати мусорных свалок. Ещё 10 лет назад в северной части усадьбы оставались две помойки. Селяне, к сожалению, нет-нет, а сбрасывали туда мусор. Но мы ведём борьбу за чистоту. Десятилетиями ведём. Ведь по мановению волшебной палочки ничего не происходит.
Помимо возведения усадебного дома, сразу же Ермаковым было задумано и восстановление парка, который играл огромную роль не только в быту семьи Рахманиновых, как прекрасное место для отдыха. Парк был помощником композитора и в творческом процессе. На его аллеях и в беседках под деревьями Сергей Васильевич обдумывал свои произведения. Чтобы вновь на территории усадьбы зашумели деревья и на клумбах расцвели великолепные цветы, Ермаков обратился к другу Ивановки, народной артистке СССР Ирине Архиповой.
– С Ириной Константиновной коллектив музея-усадьбы «Ивановка» подружился в 1979 году, – вспоминает Александр Иванович. – Она была одним из тех, кто первым поддержал идею создания музея, и не просто словами, но и действиями. Великая певица одна из первых инициировала и проведение Международного музыкального фестиваля имени Рахманинова. Она сама трижды приезжала и принимала участие в программах фестиваля. Кроме того, Архипова была первой, кто внёс свою значительную лепту в дело воссоздания сада и парка Ивановки. В 1983 году Ирина Константиновна обратилась в Ботанический сад Академии наук, и ученные, после проведённого ею для них благотворительного концерта, выделили растения, которые были привезены и посажены на территории музея-усадьбы в Ивановке. Этот подарок и лёг в основу воссоздания сада и парка.
Александр Ермаков не скрывает, что именно благодаря настойчивости Ирины Константиновны в 1987 году Дом–музей в Ивановке был преобразован в музей-усадьбу Сергея Васильевича Рахманинова. Архипова подарила Ивановке часть своего архива, связанного с гениальным композитором. Передала в дар музею уникальную нотную коллекцию изданий романсов Рахманинова. По просьбе Александра Ивановича она привезла в Россию воспоминания Софьи Сатиной. Все это позволило ходатайствовать Ермакову о присуждении Ирине Архиповой звания «Почётный гражданин Ивановки».
Чтобы укрепить связи музея и способствовать его дальнейшему развитию Ермаков наладил отношения и стал принимать участие во всех проектах, которые осуществлял Международный союз музыкальных деятелей, что возглавляла Ирина Константиновна, а также Фонд Архиповой. Например, коллектив музея в 2003 году подготовил к изданию уникальный альманах «Ивановка. Времена. События. Судьбы». В нём впервые были введены в научный оборот многие документы, воспоминания, фотография, связанные с именем Сергея Васильевича. Все затраты по ходатайству Александра Ивановича, на издание альманаха взял на себя Фонд Архиповой. Этот альманах и сегодня пользуется огромной популярностью у поклонников творчества Сергея Васильевича. В свет уже вышло несколько изданий этого альманаха. Сегодня же Ивановка осуществляет обширнейшую издательскую деятельность, выпуская научную, краеведческую, нотную и другую литературу.
Жемчужина туристической карты
Есть заслуга Александра Ивановича и в установлении на территории усадьбы замечательно памятника композитору. В начале 80-х он обратился к тамбовским авторам — заслуженному скульптору РСФСР Константину Малофееву и заслуженному архитектору РСФСР Александру Куликову, ибо верил, что именно эти талантливые мастера смогут создать такой образ Рахманинова, который будет и ему по душе. Тогда-то и появилась это удивительно вдохновенная работа художников, которая сегодня является одной из жемчужин Ивановки.
Впрочем, и сам музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка» - настоящая жемчужина культурной и туристической карты Тамбовщины. Сюда приезжают гости из самых разных уголков России и мира. Здесь проходит огромное количество концертов, организовываются различные фестивали, праздники, ассамблеи, конференции. Сыграть или спеть свою концертную программу в мемориальном комплексе считают за честь многие знаменитости нашей страны и мира. За эти десятилетия на ивановской земле побывало столько выдающихся деятелей науки и искусства, что точную цифру можно назвать, лишь проштудировав книгу почётных гостей, а список выдающихся фамилий займёт ни одну газетную страницу.
Но есть люди, особо почитаемые Александром Ивановичем. К сожалению, ушли из жизни его близкие друзья Юрий Рахманинов и Ирина Архипова. Сегодня приумножению в музее ценных экспонатов и документов способствует великий пианист, народный артист РФ Николай Луганский. Его вклад, как признаётся Ермаков, колоссален. В музее нет ни одного зала, где бы не было экспонатов, подаренных Николаем Львовичем. Ивановская научная библиотека и библиотека редких нотных изданий, немыслима без дарений писателя-исследователя жизни и творчества Рахманинова Владимира Крутова и многих других краеведов и публицистов. Российское военно-историческое общество подарило Ивановке ещё один памятник Рахманинову. Неподалёку от ворот усадьбы нынче гостей встречает бронзовая фигура молодого Сергея Васильевича. Таким он впервые приехал в Ивановку.
Иногда Ермакова незаслуженно обвиняют в том, что он не готовит себе смену. Подготовке сотрудников для музея Александр Иванович уделял внимание всегда. Начинал воспитывать их со школьной скамьи. Ивановская школа поставляла ему замечательных девчонок и ребят, многие из которых, по окончании школы работая в музее, получали высшее образование. Но, став квалифицированными музейщиками, к сожалению, часто устремлялись в города. И Александр Иванович вновь начинал упорно взращивать смену. Сегодня у Ермакова есть немало образованных и трудолюбивых помощников.
Себя Александр Иванович называет просто директором музея-заповедника. Хотя это не мешает ему воспитывать последователей своего дела и в других районах Тамбовщины. Ведь Александр Иванович не только добился того, что Рахманиновский музей стал самостоятельным учреждением, но и открыл несколько филиалов. Интересно работают сотрудники филиалов в Знаменке Петровского района, в Коптево Рассказовского района, где удаётся осуществлять даже международные проекты. Планов и сегодня у Александра Ермакова — громадьё. Ведь он ни на минуту не позволяет себе остановиться на достигнутом.