Как только я услышала печальную весть о кончине народной артистки РСФСР Зинаиды Кириенко, сразу нахлынули воспоминания о моих встречах с этой воистину с большой буквы Актрисой и Женщиной. А вскоре в соцсетях увидела фотографию, запечатлевшую Зинаиду Михайловну с коллегами, и тёплые слова журналистов Елены Васильевой и Ирины Казариной о знакомстве и их работе с актрисой во время проведения на Тамбовщине кинофестиваля «Золотой Витязь – 2001».
Елена Васильева под фотоснимком написала: «Народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко - гостья моей авторской программы «Белое и чёрное». Это была незабываемая встреча с невероятно красивой, доброй и открытой Женщиной и талантливой Актрисой». А Ирина Казарина добавила: «Она тогда была такая своя, будто сто лет знакомы».
Фестиваль «Русское поле»
Я познакомилась с Зинаидой Кириенко впервые чуть раньше, в 1999 году, во время её гастролей по Тамбовской области. И впечатления от общения с актрисой были совершенно такими же. Турне под лозунгом «Мастера искусств - труженикам села» в рамках первого Всероссийского фестиваля «Русское поле», организованного Академией культуры России, прошло по многим уголкам Тамбовщины. С 3 по 13 августа 1999 года Зинаида Кириенко и артисты русского народного хора имени Пятницкого побывали в Тамбове и десяти районах, давая по два концерта в день.
Один из организаторов фестиваля «Русское поле», наша землячка, художественный руководитель хора Александра Пермякова, (уроженка Моршанского района), призналась, что, задумывая гастрольное турне, его устроители решили: пора углубляться не только в Европу и Америку, но и в свои родные, забытые правительством, уголки России, доказывая, что русское искусство, оказывается, всё ещё живо.
Александра Пермякова не скрывала, что огромную помощь в проведении бесплатных представлений как для всех жителей Моршанского, так и других районов Тамбовщины, оказал Владимир Черномырдин.
Это было очень радостное, но и достаточно изнурительное гастрольное турне. Хоия благодарность зрителей, с какой они откликались на блестящие выступления, стала для московских гостей ободряющей, освежающей, придающей силы, для воплощения столь плотного графика, родниковой водой. Неподдельная наивность и изумление сельчан, в душе так и не поверивших до конца начальству, что в их глушь приедут столь знаменитые артисты, и умиляли, и оставляли чувство горечи. Ведь на дворе был конец двадцатого века. Почти каждая семья вечера проводила перед телевизором, имея возможность наблюдать за бурной жизнью не только в своей стране, но и в различных точках планеты. Ан, нет. Экранная жизнь, похоже, в сознании людей, а особенно сельчан, казалась, что-то из разряда сказок.
Помню долго не проходящее удивление жителей Малой Моршевки, села, что расположилось среди живописных лесов и полей Моршанского района, от воплотившихся перед ними во всём своём естестве, народной артистки РСФСР Зинаиды Кириенко и солистов хора имени Пятницкого. Немалая оторопь восхищения одних и желание потрогать, пощупать, обнять, убедиться в реальности происходящего - других, сопровождали артистов, как только они покинули автобус, вступив на гостеприимную моршанскую землю.
На площадке перед дощатой сценой у маломоршевской школы тогда собрались, как говорится, и стар и млад. Во все глаза смотрела не только разнаряженная по случаю праздника детвора. Радостью и одновременно сладостными то неверием, то верою в свершающееся, светились лица сельчан. Оттого-то душевный подъём испытывали и артисты. Представление шло с полной отдачей. Звонко и сочно звучали чудесные голоса хористов. Лихо отплясывали под ансамбль народных инструментов танцоры.
Задушевное выступление
Аплодисменты нарастали от номера к номеру, превратившись в овации, когда на сцене появилась Зинаида Кириенко. Вот оно - живое воплощение столь любимых старшим поколением Ирины из «Судьбы человека», Натальи из «Тихого Дона», Ефросиньи из «Судьбы». Ах, как защемило сердце у всех, когда Зинаида Михайловна вспомнила самую тяжёлую, но и самую запоминающуюся сцену проводов на фронт из кинофильма «Судьба человека», снятую на Тамбовском вокзале. Плакали и пели вместе с актрисой «Лучинушку» и бабоньки из Малой Моршевки. А следом хором затянули уж совсем не хоровую песню «Эхо» из кинофильма «Любовь земная». Очень уж душевно и проникновенно выводила её Зинаида Кириенко, посвятив песню всем тем, кто уже не будет рядом. А каждому было о ком вспомнить.
Московские артисты, так неожиданно ставшие, по выражению сельчан, отрадой для их сердец своим появлением и концертом, лишь подтвердили, как неисповедимы пути Господни. Ведь не думали не гадали маломоршевцы, что будут в солнечный августовский день просить автографы у самой Зинаиды Кириенко и звёзд хора имени Пятницкого.
Аналогичная реакция наблюдалась и в городе Моршанске. Горожане с нескрываемыми слезами и восторгами окружили артистов в местном Доме культуры, где состоялся второй концерт. И здесь, не жалея ладоней, хлопали и скандировали «Молодцы!», восхищённые настоящим искусством певцов и танцоров, зрители. И здесь моршанцы хором пели вместе с Зинаидой Михайловной «Лучинушку», «Эхо» и плакали, вспоминая горькие судьбы русских героинь актрисы. Растроганная Кириенко в конце своего выступления, после долгих оваций, предложила публике вместе с ней спеть «Сладку ягоду». Сгрудившись у сцены зрители и актриса так великолепно исполнили песню, что в тот момент всем стало ясно, что только русская народная песня может выразить по-настоящему всё сокровенное.
Ни грамма звёздной болезни
Насыщенный гастрольный график позволял мне общаться с Зинаидой Михайловной только в перерывах между выступлениями, во время передвижения на автобусе от одного населённого пункта к другому. И я постоянно поражалась пониманию и вниманию актрисы к моей работе. Она не отмахивалась, не уходила от вопросов, сказавшись на усталость. В ней не было ни грамма звёздной болезни.
Во время двухчасовой поездки в Моршанский район мы сидели в автобусе вместе с ней, и я, как заворожённая, смотрела в её огромные глаза и удивлялась её естественности и откровенности, с которой она мне открылась.
Мама хотела назвать дочку Аидой. Папа в загсе спасовал и записал Зинаидой. До двадцати лет в семье и на улице её звали Идой. А режиссёр Сергей Герасимов, впервые сняв в своей картине «Надежда», заново окрестил Зинаидой. Да и по родному отцу Зинаида Михайловна должна была бы иметь отчество – Георгиевна. Говорят, что смена имени ребёнка уже предрекает ему необычную судьбу. Каждый, кто хотя бы раз видел фильмы «Судьба человека», «Тихий Дон», «Сорока-воровка», «Судьба», «Любовь земная», «Они были актёрами» - не мог забыть женские образы, созданные Зинаидой Кириенко. Её бездонный печальные глаза изливали свет души такой открытости и одновременно такой загадочности, что зрители не могли оторваться от экрана. А когда она ещё и запевала протяжную народную песню, то самый стойкий слушатель ощущал пробегающий по коже мороз и закипающую слезу. И спустя многие годы, Зинаида Михайловна, выходя на сцену, всё так же гипнотически действовала на публику. И это влияние не только ореола славы актрисы, воплотившей на экране всенародно любимых героинь. Кириенко и с годами оставалась красивой, обворожительной, и всегда её взгляд и голос были чисты и глубоки.
Образы детства
В детстве и юности Зинаида Михайловна много пела, рисовала, писала стихи, играла в драмкружке. На решение стать актрисой повлияла её тетя. «Отчетливо помню образ тёти Жени, маминой младшей сестры, цирковой актрисы, - рассказывала Кириенко. - Я была маленькой, когда она приезжала в Махачкалу, к нам в семью. Некоторые эпизоды жизни вспоминаются, как будто это было на экране, а не со мной. До сих пор перед глазами тётина шляпа, вся в сиреневых блёстках. Актрисы тогда одевались иначе, чем вся публика, очень выделялись. Тем более цирковые артисты».
Тетя Женя была красивой и молоденькой. Она чудесно пела, танцевала, выполняла акробатические номера. В гости она приезжала со своим мужем - популярным артистом, работавшим под Чаплина. Это талантливая артистическая пара производила на девочку неизгладимое впечатление. В сорок втором пришла телеграмма с вестью, что тетя Женя умерла при родах. Вскоре бабушка получила извещение о гибели своего сына. Она так и не смогла поверить, что они оба умерли, такие красивые и талантливые.
Однажды Кириенко сказала: «Созданный образ называют нашим детищем, ведь мы даём ему жизнь и живём вместе с ним». Многие образы, воплощённые актрисой в кино, подпитывались воспоминаниями детства. Самым ярким примером для Кпириенко была бабушка. Её мама была руководителем, работала с утра до ночи. А что оставалось детям? Улица и бабушка. Пока бабушка была сильной и молодой, весь дом держался на ней. «Я поражаюсь, как наши бабушки всё успевали: обстирать, обмывать, кормить всю семью, пестовать детей. И чтобы все было по-человечески, красиво. Низкий поклон им. Я всех этих женщин и играла», - признавалась Зинаида Михайловна.
Её мама училась в Днепропетровске зерноводству. Работала в Махачкале. Оттуда её послали в Дербент директором элеватора. Затем — в освобождённый от немцев Ставропольский район, станицу Ново-Павловскую. И там всю жизнь — работа. Но её мать ничего хорошего в благодарность за это не получила. Наоборот. Однажды даже девять месяцев ни за что сидела в тюрьме. Потом её освободили, но не извинились. Жизнь семьи была наполнена драматическими событиями. И всё это нашло отражение в творчестве актрисы.
Семейное счастье
Основная часть зрителей знала Кириенко как драматическую актрису. Но в Театре-студии она играли и комедии, в том числе, опять же по Шолохову, «Бабий бунт». «Я как во ВГИК поступила, искала какие-то драматические роли, инсценировки, какие-то экстремальные жизненные ситуации. Я очень впечатлительная, - признавалась актриса. - Драма меня привлекала больше. Приглашали и на комедию, но она как-то всё же от меня в стороне была. Знаете, как у нас? Если никто в тебе лично не заинтересован, то оценивают тебя, ориентируясь на существующий стереотип. Я рано, ещё учась во ВГИКе, сыграла такие роли, как Наталья, Ирина, Аннет. Из современниц — Надежду из кинофильма «Надежда», Катерину из «Поэмы о море». Что ни роль — то судьба! Связанная не только с сугубо личностным, но и с тем, что присуще большинству. Каждая — национальный характер. Все образы — обобщающие. Я вышла из ВГИКа «богатой невестой». А затем надо было иметь мужа-режиссёра, который давал бы мне роли по моему характеру. Но... многих ролей я не сыграла».
Мужа режиссёра так и не случилось. «Но мой супруг - отец моих детей. У меня два сына и уже три внука, - гордилась Зинаида Михайловна. А к концу жизни у неё было уже пять внуков и правнук.
Я трудяга
Жизнь героинь Зинаиды Кириенко зачастую — трагическая. «О жизни актрисы Кириенко можно сказать, что она складывалась счастливо»? - спросила я её в том интервью. «Я не могу сказать — счастливо, - ответила актриса. - Моя жизнь вовсе не сплошной праздник. Было и хорошее, но было и много обид. Тяжело, когда понимаешь несправедливость существующего. Было и такое, когда один человек, какой-нибудь замминистра мог решать твою судьбу, как ему заблагорассудится. Мог исключить тебя на десять, а то и больше лет из жизни кино. Все это было. Об этом обычно не говорят, а я говорю».
И все же не у каждого киноактёра на его творческом пути встречается такое количество сценариев по хорошей прозе, как у актрисы Кириенко. Только по прозе Довженко три фильма, фильмы и спектакли по прозе Шолохова. Их творчество для артистки имело решающее значение. Хотя, разумеется, в творческой биографии Кириенко были и проходные роли.
«Потому что надо было как-то сниматься, жить, - объясняла Зинаида Михайловна. - И так много ролей прошло мимо. Хотя я никогда не бездельничала. Всегда работала в театре, ездила со встречами, концертами. Я трудяга. Может быть, поэтому-то я и продолжаю творчески жить. Нельзя позволять себе расслабиться, уйти, обидевшись на весь мир. Ничто не спасёт, если сам себя не поддержишь и не спасёшь. Ну и родные, и близкие, конечно. Но даже если человек совершенно один, всё равно надо обязательно призывать на помощь Всевышнего и свои внутренние силы».
Оглядываясь на сыгранные Зинаидой Кириенко роли — Ефросинью в «Судьбе», Александру Перегонец в фильме «Они были актёрами", на образы, которые были близки актрисе своим самопожертвованием, - становилась понятна её неуспокоенность, тяга к отстаиванию справедливости. Ведь актрису Перегонец Кириенко играла десять лет ещё и в театре.
Спектакль назывался «Много лет спустя». «И, знаете, он, как ни странно, действительно шёл долго, хотя особой драматургии там не было. Был сам факт подвига. И люди смотрели. Наверное, мы очень искренне отдавались игре или, может, потребность в подвиге всегда живёт в людях? Во всяком случае, десять лет спектакль шёл неизменно при полном зале. Часто давали его в утреннее время для детей. И я ощущала, что делаю полезное дело. Потому что подвиг зарождает в душе маленького зрителя какие-то светлые чувства, формирует идеалы, стремление к чему-то прекрасному».
Работая над ролью, Зинаида Михайловна хотела понять, как Александра Перегонец пришла к подвигу. Ведущая актриса театра, Перегонец стала в годы войны подпольщицей и отдала свою жизнь за освобождение Родины. Племянник Перегонец прислал актрисе тетрадку, в которой были переписаны письма Александры Фёдоровны за разные годы. В письмах было выражено отношение актрисы к миру, жизни, людям. Ведь она, когда писала, не думала, что они станут архивными документами. Просто писала своему брату, который эмигрировал в Париж. В одном из писем Перегонец написала слова, которые Зинаида Михайловна запомнила на всю жизнь: «Каждому человеку даётся от рождения порция добра и порция зла. Только у одного проявляется одно, а у другого другое». Метафорично. Каждый человек, рано или поздно, делает для себя выбор. Розовая оболочка спадает, и жизнь видишь во всей её многогранности и сложности. Главное — не терять чувство любви к окружающим людям, к окружающей природе».
Впервые на Тамбовщину Зинаида Кириенко попала, когда режиссёр Сергей Бондарчук снимал самую тяжёлую, но и самую запоминающуюся сцену проводов на фронт из кинофильма «Судьба человека». Затем ещё несколько раз Зинаида Михайловна приезжала с концертами и на фестивали. На вопрос: как она воспринимает Тамбовский край и тамбовчан, актриса призналась: «Как что-то чудесное, неповторимое. Что-то в вашем крае и ваших людях есть особенное. А я проехала немало, есть с чем сравнить. Публика у вас такая простая и такая певучая. Природа тамбовская — необыкновенная. А зритель, можно сказать, полноправный участник концерта».
На снимках: Зинаида Кириенко в Моршанском районе.
Читайте также: Лисица из Америки сыграла Рахманинова в Тамбове