Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Мастер света

Культура
Фото:

Сегодня тамбовский скульптор Виктор Остриков работает над двумя скульптурными портретами: заслуженному тренеру РФ Владимиру Говердовскому и маршалу ракетный войск Митрофану Неделину. Параллельно Виктор Сергеевич вынашивает идеи создания скульптуры забытому поэту. Прообраз Владимир Белостоцкий (псевдоним Ветвицкий). Скульптурные, графические и даже литературные образы Виктора Острикова объединяет нечто общее, несмотря на разнообразие тем, портретируемых характеров, форм, художественных задач и так далее. Как говорят, угадывается рука мастера. Но в чём своеобразие почерка ваятеля?
Знаменитый немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» заметил, что «развитие искусства связано с двуединством аполлоновского и дионисийского начал, вступающих в единоборство друг с другом».
Дионис олицетворяет иллюзорность мира, он бог сна, времени, когда в художнике говорит подсознание, не знающее определенности, границ. Другое божество, напротив, - это пиршество формы, света, восторг жизни.
Одних художников творческая судьба подталкивает в объятия Диониса, другие воскуривают фимиам Аполлону. Почему это происходит, сказать трудно. Психология творчества таит в себе немало тайн, но ницшеанская философия всё же помогает понять особенности той или иной творческой личности.
Если придерживаться этой парадигмы, вне всякого сомнения, Виктор Остриков всю свою жизнь воздвигает «храм Аполлона», ниши которого он заселяет своими скульптурами.
Скульптура Бориса Чичерина
Рассматривая эти работы, понимаешь, он чужд эстетике безобразного, художнику претит усмешка постмодерна, опошляющая высокие помыслы творца. Важнейший принцип, которого безотчетно придерживается Виктор Сергеевич, красота формы требует чистого и возвышенного содержания.
Посмотрите на портретные скульптуры Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Бориса Чичерина... Сколько в этих образах вдохновения, благородных жестов, человеческого достоинства и глубины молчания, точнее, истории молчания.
Но откуда у мальчика, который рос и мужал без отца и матери, такая тяга к прекрасному и возвышенному?
Первая запись в трудовой книжке Виктора Острикова – прачка отдела хозяйственной части на заводе Уральска (Казахстан). В подростковом возрасте он учился в вечерней школе и помогал маме. Потом пришлось бросить и школу. Виктор Остриков получил свидетельство о среднем образовании лишь в армии. Приходилось, как говорят, выживать в тяжелейшее послевоенное время. Отец умер, когда будущему скульптору было всего четыре года. В шестнадцать лет он полностью осиротел.
«В 1941 году в Уральск из Ленинграда был эвакуирован судостроительный завод имени Волошилова. Папа поднимал этот завод. Был начальником первого цеха. На производстве он получил травму, потом появились осложнения... После смерти отца, маме пришлось тянуть троих, она смертельно устала от тяжелой жизни», - говорит Виктор Сергеевич.
Несмотря на трудности, мальчика не отпускала мечта, стать художником. Он рисовал везде и всегда. Но не хватало даже бумаги. Поэтому ему отказывали в посещении живописного кружка в местном Дворце пионеров. Виктор Сергеевич признался, что брал книги в библиотеке и вырезал чистые листы форзаца, чтобы на них рисовать.
Скульптурный портрет Петра Чайковского
Талантливого юношу взяли в бригаду заводских художников. Здесь он встретил колоритных и творчески одаренных людей, которые по разным жизненным обстоятельствам так и не смогли стать большими мастерами. Но была в этих людях, какая-то неподдельная творческая свобода, тяга к прекрасному. Это был первый его жизненный и творческий университет.
«Мне всегда везло на людей. Я еще не успел снять армейский китель, как в Уральск пришел вызов на вступительные экзамены в художественное училище. Но у меня даже не было денег на дорогу в Ленинград, не успел заработать. Когда умерла мама, школьные учителя собрали деньги на её похороны. Но педагоги знали, что я подрабатываю на заводе, сестра также устроена, вышла замуж. Поэтому деньги решили положить на сберегательную книжку, чтобы воспользоваться накоплениями при крайней необходимости. И такой случай представился, на эти деньги я купил, наверное, самый счастливый билет в своей жизни», — делится Виктор Сергеевич.
Он с легкостью поступил в Ленинградское художественное училище имени В. Серова (ныне художественный институт имени Рериха). И выбор города на Неве, отнюдь, не случаен.
«Флотское начальство, зная мою тягу к живописи и скульптуре, отправило меня в отпуск, настоятельно рекомендовав побывать в Ленинграде. Я ходил, как заворожённый, по улицам, музеям, выставкам, никак не мог насладиться искусством. Я уже тогда знал, что обязательно сюда вернусь и стану художником», — делится Виктор Сергеевич.
Бог солнца Аполлон не только покровитель муз, но и Санкт-Петербурга. Больше, чем здесь, вы не найдете скульптур, барельефов и других форм творчества, посвященных этому божеству. Золотая стрела Аполлона настигла и мечтательного матроса Северного флота. С тех пор в работах Виктора Острикова и появился отсвет бога солнца.
Восприимчивость художника к античной культуре не случайна. Дед по материнской линии в поисках лучшей доли переехал из Греции в Крым ещё до революции. Фамилия его предка Маврополос — чёрная птица, которая странным образом примостилась на белом мраморном плече Аполлона Бельведерского. Но чего только не бывает в нашей жизни?
Скульптурный портрет Сергея Рахманинова
Волею судеб Виктор Остриков оказался в мастерской Льва Вальца. По характеру графических рисунков мастер сразу прозрел в молодом человеке скульптора. Многие, напротив, пророчили молодому человеку карьеру живописца и графика, но скульптура своей осязательностью, телесностью, весомостью его привлекала больше. Но и сегодня художник время от времени возвращается к графике и акварели. Его работы просто чудесны. В них ощущается высокая культура линии и невесомость мазка.
«Смена творческой деятельности для меня отдых, но одновременно и тренинг объемного или пространственного воображения», — говорит Виктор Сергеевич.
Но главное, что вынес Виктор Остриков из мастерской своего учителя, — принцип непрестанного утончения своего художественного вкуса. Для этого нужно много читать, посещать всевозможные выставки, музеи, слушать классическую музыку, словом, жить искусством. Иначе стагнация творческого развития.
Необходимо сделать короткое отступление. Лев Вальц - ученик выдающегося скульптора Александра Матвеева, входившего в объединение художников «Мир искусства», которое возникло на рубеже веков вокруг одноименного журнала, издаваемого в Петербурге. Одним из основополагающих принципов «мирискусников» - постоянная учеба, самосовершенствование, открытие новых границ искусства.
Лев Вальц как наследник традиций Серебряного века сумел развить и огранить талант молодого художника.
Не удивительно, что творчеству Виктора Острикова присуща элегантность. Изящность его творений преисполнено легкости и непосредственности. Особенно ему удаются женские образы. В них чувствуется осанка Серебряного века. И никакого ложного поэтического пафоса. Он переносит в женские образы память о своей матери, крымской гречанке с карими глазами...
«Годы учебы в художественном училище и служба на Северном флоте - самое счастливое для меня время. Во мне было столько рвения, жажды познания, энтузиазма, творческих идей», — говорит Виктор Остриков.
После учёбы он вернулся в Уральск, но город Яицких казаков показался художнику тесным и малоперспективным. Его становление как мастера произошло в Тамбове. Еще в 50-е годы здесь появилась сильная группа скульпторов: Константин Малофеев, Сергей Лебедев и Татьяна Вельцен... Виктор Остриков оказался в этой среде.
Первая крупная работа, заказанная ему художественным фондом, скульптурная группа мичуринского кинотеатра «Октябрь». Белокаменная муза с лирой и режиссер с бабиной кинопленки сейчас возвышаются на постаментах над повседневностью городской суеты.
Скульптура Петра Чайковского
Но время становления и самоутверждения в цехе скульпторов уже позади. Сейчас Виктор Остриков востребованный и признанный мастер. Он сетует, что не хватает времени на творческие работы. Но художнику есть что сказать и в так называемых заказных работах.
И говорит он, прежде всего, о любви, великодушии, доброте, отзывчивости и красоте. Это не дежурный комплимент. Ваятель или живописец не просто создает произведение искусства, он передает свои чувства, мысли, мировоззрение, а главное – настроение, которое и формирует энергетику скульптуры или полотна.
Энергетика произведений Виктора Острикова имеет терапевтический эффект. Как говорится, проверено на себе. Не только интерьер частного дома, но и города и поселки становится добрей, уютней от скульптур тамбовского ваятеля.
"Пичава"

Остается напомнить, Виктор Остриков родился в 1949 году в Уральске. Автор десятков мемориальных досок и многих знаковых для Тамбовщины памятников: «Тамбовскому мужику», «Тамбовский студент», «Пичава»… Лауреат Госпремии РФ по ЦФО. Член Союза художников и писателей России. С 1980 года проживает в Тамбове.

 
Авторы: