Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Легенда танцевального спорта

Культура
Фото: Фото из личного архива Галины Такфатулиной

Характеризуя Лену Дегиль, все определения надо непременно писать с большой буквы - настоящий Человек, глубокая Личность, великий Балетмейстер, прекрасная Женщина. И это всё о ней. В Лене Дегиль действительно всё было прекрасно. Её такая короткая, но ярчайшая жизнь — тому подтверждение. Полученное ею звание «Легенда танцевального спорта» - доказательство
высочайшего профессионализма и огромного вклада в искусство. Лена Витальевна была неиссякаемым источником творческих идей, вдохновителем и поставщиком новых дерзких программ, с которыми ансамбль «Цвета радуги» покорял вершины мирового танцевального спорта. На культурном небосклоне не только России, но Европы и мира Дегиль являлась суперзвездой.

Танцы победили

В Тамбов Лена приехала из Германии вместе с мамой Галиной Такфатулиной. Девочка с раннего возраста выказывала недюжинные способности в самых разных сферах искусства и спорта. Правда, тяга к музыке сначала превалировала. Лена обладала абсолютным музыкальным слухом.
«Все считали, что я буду пианисткой, - вспоминала Дегиль. - Бабушка, сама прекрасная пианистка, контролировала мои занятия, которые частенько длились по четыре часа. Мне нравилось заниматься музыкой. Но музыкантом не стала. Я оказалась очень неусидчивой».
Скорее, Лене просто хотелось заниматься всем и сразу. Подростком она увлекалась спортом: волейболом, лёгкой атлетикой, настольным теннисом. Времени хватало на всё. В школе ещё была и активисткой художественной самодеятельности. В классе режиссировала постановки, смотры, праздники, инсценировала песни, ставила танцы. И при этом твердила маме: твои бальные
танцы никогда исполнять не буду. Но, как говорится, никогда не говори никогда.
«Я росла в атмосфере бального танца, - рассказывала Лена Дегиль. - Рядом была мама, которая танцевала. И танцевала очень хорошо. Она много ездила на соревнования. Мамин ансамбль «Цвета радуги» был в то время лауреатом всевозможных конкурсов. И я девочкой постоянно находилась с её коллективом. Мы вместе трудились и отдыхали. Вместе шили костюмы».
Однажды Лена после очередного первого места, занятого «Цветами радуги», пришла к матери помогать вести занятия. Начала танцевать в паре. А через год, в 1978 году, встала в ансамбль. В «Цветах радуги» была здоровая конкуренция. Участники танцевали 25 номеров. И чтобы попасть в основной состав ансамбля, ребятам надо было приложить титанические усилия.
«Один раз надо мной сжалились, - вспоминала Лена, - и дали местечко на передней линии. Это оказалось хорошим стимулом. С тех пор я начала за него бороться».
После школы Лена решила поступать в институт культуры на хореографическое отделение.
«Когда я сообщила об этом маме, она чуть не «рухнула», - посмеивалась позже Дегиль. - Я специально начала готовиться. Особенно много времени уделяла классике, которой до этого не занималась. Мама танцевала бальные и народные танцы. «Дробушницей» была невероятной. В танцевальном плане мама мне дала очень и очень много. А вот корни балетмейстерского мастерства - в моём институтском кураторе Татьяне Клишиной. Именно она заставила меня думать профессионально, как балетмейстер».

Ансамбль — это жизнь

Восьмидесятые годы были очень насыщенными для Лены. Обучаясь в институте, она не переставала танцевать в ансамбле «Цвета радуги». А ещё в эти годы Лена в Международном лагере «Орлёнок», где она работала в 1985 году, познакомилась с парнем из Минска. И... вскоре вышла за Олега замуж. За супругом уехала в столицу Белоруссии. В Минске у супругов родился сын Глеб.
Но случилась Чернобыльская авария. У Лены начались проблемы со здоровьем, и её мама решила увезти дочь и внука в Тамбов. Муж не захотел жить в России и остался в Минске.
После окончания института Лена вплотную занялась работой с ансамблем «Цвета радуги». Вместе с коллективом, который она возглавила, ездила часто в Волгоград на смотр-конкурс «Бал - ХХ век». Эти соревнования помогали оттачивать мастерство и балетмейстеру Лене Дегиль, и её подопечным. «Цвета радуги» обожали и в Тамбове, и за его пределами.
В начале 90-х Дегиль увлеклась стилем формейшн. Это те же спортивные бальные танцы, но уже в командном зачёте. Лену привлекало, что формейшн - самый зрелищный и захватывающий вид спорта. В «Цветах радуги» к этому времени уже были слаженные пары. Для нового стиля требовалось отработать синхронное выступление восьми танцевальных пар на паркетной площадке под
специально написанную музыку в латиноамериканских ритмах. А это, как известно, самая страстная и динамичная музыка.
Сегодня, во втором десятилетии XXI века, в состав Международной федерации танцевального спорта входят уже 87 стран мира. Ведущими странами признаны Германия, Англия, Россия, Италия, Литва. И то, что Россия встала в этот ряд, во многом заслуга Лены Дегиль. Лена Витальевна со своим ансамблем, не имея ни паркета, ни условий для тренировок, лишь обладая огромным талантом, упорством и желанием овладеть стилем формейшн, начала работу над новой программой.

Поездки-обретения

Ещё существовал СССР, когда Лена с ансамблем отправилась на свой первый (в качестве балетмейстера и художественного руководителя) Чемпионат страны.
«К тому времени я ещё не читала правил по формейшн, - вспоминала она. - И у меня композиция оказалась длиннее. На Чемпионате ко мне подошёл главный судья соревнований и сказал: «У вас лишние секунды». Правда, тогда всё переделать было очень легко. Мы работали с магнитофонами на бобинах. Резали маникюрными ножницами и клеили плёнку».
Эту ситуацию Лена решила быстро. А вот с танцорами была проблема. Потому что, закончив в одном месте рисунок танца, они должны были сразу перейти через тот музыкальный фрагмент, который был изъят из плёнки, на следующий. Для этого Дегиль пришлось с ребятами разбирать танец «на пальцах». В принципе всё прошло настолько успешно, что «Цвета радуги», заняв третье место, получили право поехать на Чемпионат Европы в Голландию.
А вот эта поездка оказалась для коллектива прямо-таки шоковой. Впервые - и сразу в страну с выдающимися танцевальными традициями. К тому же оказалось, что практически все танцоры выезжали за границу первый раз. А сама Дегиль именно здесь впервые по-настоящему увидела, что такое формейшин вообще.
«Думаю, что большего стресса в моей жизни не было, - признавалась Лена. - Я поняла, что психологически надо готовить и спортсменов».
Для «Цветов радуги» была в диковинку и огромная площадка для выступления. Такого размера паркет они ещё не видели. И коллектив пытался все эти триста метров покрыть своими семимильными шагами и рисунком. В результате пришло осознание, что надо держаться середины. В итоге всего соревнования ансамбль занял 21-е место из 22 возможных.

Покоряя жюри

У русских частенько так: «первый блин комом». Зато потом, с учётом приобретённого опыта, Дегиль начала успешное освоение всех тонкостей формейшн. И ребята под руководством Лены Витальевны часами оттачивали своё мастерство. Это очень быстро принесло успех. Уже в 1991 году «Цвета радуги» заняли на Чемпионате СССР третье место. Усовершенствовав программу, поехали в 1992 году на Чемпионат России в Москву и заняли второе место.
Прорыв на первое место в Чемпионате России произошёл для тамбовской команды в 1995 году. Программа Леной Дегиль была подготовлена на музыку Бородина. Выступление «Цветов радуги» оказалось не только безупречным в техническом плане, но и необычайно оригинальным. Жюри поразили как мастерство танцоров, так и костюмы. Так началось триумфальное шествие
ансамбля «Цвета радуги». 11 раз подряд - с 1995 по 2006 годы - команда завоёвывала только «золото». В 2007-м, правда, уступила его своим извечным соперникам из Тюмени. Но на следующий год опять вернула себе первое место. С этими же программами «Цвета радуги» становились финалистами и на Чемпионатах Европы и мира.
Когда журналисты спрашивали Лену Дегиль, откуда она берёт столь оригинальные идеи для своих программ, она отвечала:
«Мне идеи даются откуда-то свыше. Но когда появляется идея, то следом за ней во мне поселяется чувство страха, что я не смогу её осуществить. Мои близкие говорят: «Чем больше ты боишься, тем больше вероятность, что сделаешь». Дело в том, что я всегда боюсь. Перед любой ответственной работой, будь то турнир или что-то другое. Даже когда пеку пирог на какое-то семейное торжество. Первое, что я начинаю делать, - бояться. От этого я становлюсь предельно собранной. Начинаю осторожничать и концентрироваться и просить Бога, чтобы он мне помог».
Все программы Лены Дегиль были самобытны, впечатление производили неизгладимое. Но, по общему признанию, вершиной для всех стала «Легенда» на композицию Ванессы Мей. Формейшн полностью на скрипичную музыку. Явление уникальное. До Дегиль такого не делал никто в мире. Жюри на Чемпионате России присудило этой программе первое место.

Легенда

Дегиль говорила:
«Спортивные танцы — это искусство. Но с другой стороны, мы на сцене технически работаем. Так же работает актёр. Играя, показывает роль. Хорошо отработать — это выполнить творческую задачу, эмоционально заполнить пространство, сделать посыл в зал, чтобы у зрителей в душе что-то ёкнуло. Публика не должна посмотреть и забыть. В сердце что-то должно остаться».
Притягательность бального танца для Лены Дегиль крылась в его психологии, в отношениях между мужчиной и женщиной.
«Образно можно сказать так, - объясняла Лена Витальевна, - мы танцуем не тот момент, когда они поженились, а на долгое-долгое время растягиваем момент знакомства, игры. Балетмейстер должен донести свою философию до исполнителя, а тот, в свою очередь, как
письмо, должен передать её зрителю. Чтобы зритель не просто хлопал, а не мог не хлопать».
Это было, как признавалась Лена, тяжело. Но ей и её ребятам удавалось так эмоционально напитать публику, что та буквально «взрывалась» аплодисментами и криками «браво». Да и жюри на конкурсах и чемпионатах не оставалось равнодушным. Присуждение «Цветам радуги» призовых мест - тому подтверждение. А ещё престижные в танцевальном мире национальные премии
«Экзерсис», которые коллектив получал подряд с 2003 по 2005 годы.
В 2009 году коллектив вновь попал в номинанты премии «Экзерсис» за достижения в области танцевального спорта. Церемония вручения премии проходила в Москве в Государственном Кремлёвском дворце. А на следующий день, 28 марта, Лена Дегиль уже возвращались в Тамбов для того, чтобы вплотную заняться подготовкой к Чемпионату России среди ансамблей по латиноамериканской программе, который был запланирован на 19 апреля 2009 года. К тому же 6 апреля был день рождения самой Лены, который она хотела отметить со своими близкими.
Трагедия произошла между 16 и 18 часами в Рязанской области на трассе «Москва - Тамбов». В машину, в которой ехала Лена, врезался вылетевший на встречную полосу автомобиль. По дороге в больницу Лена Дегиль скончалась в машине «скорой помощи». Похоронена она на Полынковском кладбище. У её памятника на могиле всегда живые цветы.
В Чемпионате России среди ансамблей по латиноамериканской программе, который состоялся в Тамбове 19 апреля 2009 года, «Цвета радуги» приняли участие уже без Лены Дегиль. Ребята в память о своём руководителе выступили так, что безоговорочно были признаны жюри чемпионами. В двенадцатый раз! В тот же год Лена Дегиль посмертно была удостоена звания «Легенда российского танцевального спорта».
Авторы: