НОВЫЙ ДОМ
Новый дом детского хора «Начало» на улице Пятницкой г. Тамбова, куда коллектив въехал в прошлом году, я посетила впервые. И пусть это не собственный презентабельный особняк, а несколько арендованных комнат и залов на третьем этаже здания, где на первом располагается ателье по пошиву обуви, но это всё равно дом. Коллектив за последние годы испытал столько мытарств, скитаясь по углам, что нынешнее помещение им кажется дворцом.
Впрочем, так оно и есть. Это действительно певческий дворец для семи десятков хористов от четырёх до восемнадцати лет и их педагогов. Художественный руководитель хора «Начало» Татьяна Шевченко и родители её юных певцов смогли собственными руками, да ещё с помощью неравнодушных людей так обустроить помещение на Пятницкой, что сегодня это уже по-настоящему уютный, тёплый и такой душевный дом для ребят из «Начала», которые считают хор своей второй семьёй.
В этом доме есть хоровой зал, класс для занятий сольфеджио, класс-кабинет для обсуждения и принятия важных решений, кладовка для костюмов и реквизита, зал для занятий ритмикой, часть которого оборудовали под гардероб. Правда, в нём можно не только вещи оставлять, а в свободную минутку порисовать за столиком, и пазлы составить. Так что он служит и уголком для отдыха. В день моего посещения хористов не было на занятиях, но их присутствие чувствовалось повсюду. Оно было в многочисленных игрушках малышей, в детских рисунках на стенах, различных украшениях и подарках, расставленных и развешенных повсюду.
«А сейчас я вам покажу комнату, где родители целую зиму очищали старые стульчики, чтобы мы их отвезли в Сухотинский монастырь, — с воодушевлением рассказывая, Татьяна Ивановна повела меня в небольшую комнату. — Они здесь сдирали старую краску, потом их красили. Всё делали бесплатно. Это наша помощь монастырю».
НАЧАЛО НАЧАЛ
Поездки в монастыри — это особые странички в 25-летней истории хора. К первому выезду в Свято-Успенский Вышинский монастырь «Начало» был уже сложившимся коллективом. Инициатором его создания в 1997 году выступил художественный руководитель Камерного хора имени С. В. Рахманинова Владимир Козляков. При своём хоре он решил организовать хор-спутник — детский коллектив и поручил руководить им своей выпускнице Татьяне Шевченко. Так после окончания хорового отделения Державинского университета молодой, вооружённый знаниями и желанием работать хормейстер собрал первых ребят.
«Сначала у нас был один состав детей с 7 до 17 лет, — рассказывает Татьяна Шевченко. — Потом хор разбили на два состава. А сейчас коллектив состоит из трёх возрастных групп. Подготовительная — это дошколята. Младший хор объединяет детей от первого до четвёртого класса, а затем подростки переходят в старший хор».
В хор и сегодня принимают всех детей, желающих петь, не выделяя особенно одарённых или только с музыкальным образованием. Поэтому много лет назад Татьяна Ивановна поняла, что тех, кто не знаком с нотной грамотой, надо обучать сольфеджио. «Всеми правдами и неправдами мы добились введения сольфеджио, — поясняет хормейстер. — А когда поставили первый спектакль, то увидели, что маленькие дети не попадают в музыку, не чувствуют ритм, не владеют телом. Если родители умилённо смотрят на своих малышей, то я помню себя пунцовой от стыда. Тогда-то мы и ввели ритмику, движение под музыку».
Дальше — больше. Дошколята стали оттачивать чувство ритма, играя на ксилофоне, маракасах, треугольниках. «Они не просто играют, а ведут свою партию, — комментирует Татьяна Шевченко, — при этом слыша, что рядом дети играют другую партию. И ребёнок должен сохранить свой ритм. На хоре дошколята поют очень мало, потому что мы берём в хор без разбора, любого. Мы меняем художественную огранку, меняем на уроке игру, но задача остаётся одна — к первому классу должны развить рабочий диапазон ребёнка где-то в полторы октавы».
Большая часть детей с радостью переходит в основной состав, где с любимым педагогом пополняет свой певческий репертуар, участвует в музыкальных спектаклях. Сейчас в багаже хора «Начало» более 400 сочинений различных жанров и стилей. Это русские народные песни, произведения композиторов-классиков, церковная и современная музыка и даже джаз. Коллектив получил звание «народный» и является лучшим исполнителем песен местного автора, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза композиторов России Ольги Егоровой.
Сегодня каждый хорист ещё и осваивает инструмент. Как только ребёнок переходит в младший хор, он начинает учиться играть на фортепиано. Педагог занимается с детьми индивидуально, помогает разбирать хоровые партии, чтобы ребёнок понимал и мог использовать ноты. Он также учит с ними фортепианные программы.
Увлечённость хоровым искусством — главная черта Татьяны Шевченко, что, конечно же, передаётся и её воспитанникам. А преданность своему делу, помноженная на высокий профессионализм, безусловно, даёт и высокие результаты. В архиве хора «Начало» очень много (перечислять устанешь) наград на различных конкурсах и фестивалях. Каждый покорённый певческий рубеж — это стремление к новым высотам. Теперь в хоре мечтают о получении следующей статусной планки — звания «хоровая студия». Это был бы очень своевременный подарок к 25-летию.
ПАЛОМНИЧЕСТВО
И всё же вернёмся к одной из самых дорогих страничек летописи хора «Начало». Как и в любом православном доме, у хора «Начало» есть свой уголок с иконами — дорогими их сердцу дарами за прекрасное исполнение духовной музыки. Одна из самых почитаемых икон — с Рязанщины.
«Некоторое время назад, мы стали регулярно выезжать в Рязанскую область, в Вышинский монастырь, — поясняет Татьяна Ивановна. — Началось с того, что мы с хором стали петь церковную музыку и поняли, что она очень красивая и её интересно исполнять. Но моя задача, чтобы дети не просто выучили ноты, текст. Они должны пропускать песнопение через себя, должны понимать, о чём поют, какую эмоцию или размышление должны вызвать у слушателей».
Шевченко решила, что надо поехать в какое-нибудь святое место. Благодаря своим знакомым выбрала Свято-Успенский Вышинский монастырь. «Правда, я не думала, что наш эксперимент удастся, — признаётся Татьяна Ивановна. — Потому что у нас светский хор, дети невоцерковлённые». А ребятам не только понравились поездки, они их стали ждать. Три с половиной года коллектив ездил в монастырь летом и на Рождество.
«Мы к первой поездке выучили несколько песнопений из Литургии. Я подошла к регенту и сказала, что мы чуть-чуть поём. И когда она услышала, как мы начали петь один из антифонов, то сказала: становитесь на клирос. Мы встали и очень сильно перепугались. Но собрались и продолжили петь, — вспоминает Татьяна Ивановна первое утро в монастыре. — Сколько лет прошло, сколько служб мы спели, и всё равно каждый раз — это волнение. Я не могу сравнивать его с концертом или конкурсом. Это нечто другое, потому что работаешь в тандеме со священником, должна внимательно его слушать и помогать вести службу».
В паломнических поездках у хористов были и службы, и послушания. Когда выпускники хора встречаются, то они часами могут вспоминать, как рано вставали, пели службы, и как огород пололи, и сено собирали. Как на сенокосе, подбирая сено, пели русские народные песни. У хора была в репертуаре часовая программа народных песен. И ребята никак не ожидали, что матушки захотят их послушать, думали, что в монастыре звучат только молитвы.
НОВЫЙ ЭТАП
Потом в паломнических поездках случился перерыв. А в прошлом году коллектив познакомился с отцом Виталием Щербаковым. «Он взял над нами кураторство, — поясняет Шевченко. — Приходил к родителям. Пока мы занимаемся с детьми, он с ними разговаривает. Не секрет, как много в Интернете негатива, который влияет на подростков. Отец Виталий разъяснял, как поступать в разных ситуациях. Не каждый пойдёт в храм к священнику, а тут он сам к ним пришёл. Это никого ни к чему не обязывает. Но мы видим, как родителям с ним интересно».
С подачи отца Виталия Татьяна Шевченко с хористами и поехала в Сухотинский монастырь Тамбовской области. Сначала Татьяна Ивановна съездила сама познакомиться с обстановкой, отцом Сергием и монахинями. По сравнению с Вышинским, в Сухотинском монастыре не было вообще никаких условий. Когда Татьяна Ивановна вернулась в Тамбов, она чисто по-женски излила свои эмоции отцу Виталию. И тогда они пришли к выводу: решают родители, соглашаются или не соглашаются отпускать детей в такие условия. На удивление родители оказались солидарны: пусть наши дети хотя бы раз столкнутся с трудностями и научатся их преодолевать, они и так дома всё с ложечки получают, совсем к жизни не адаптированы.
Хористы настроились по-серьёзному. В поездку взяли котлы, костровые принадлежности, свечки, туристические плитки, полуфабрикаты на три дня. Но выгребать мусор из помещения и отмывать его не пришлось. Хор «Начало» поселили в воскресной школе Сухотинского монастыря, накормили постной едой. Хористы тоже постарались: вдохновенно пели на службе, а во время послушания два дня убирали бурьян вокруг храма.
«В этой поездке мы узнали, что у нас есть два некрещёных ребёнка. И с их согласия отец Сергий провёл обряд крещения. После этого на службе спели настолько спокойно и уверенно, что батюшка благодарил. А самой большой наградой для нас в конце поездки стали слова батюшки и матушек: ворота нашего монастыря для вас открыты. В этом году мы хотели бы опять поехать. И батюшка, и отношение к нам в монастыре очень понравились. Мы получили истинно духовное наполнение», — заключила Татьяна Шевченко.
Читайте также: Машенька вернулась!