Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

В Тамбовском молодëжном театре состоялась премьера пьесы Елены Луканкиной

Культура
Фото: Фото Павла Васильева

Тамбовскому молодëжному театру энергии на творческие эксперименты не занимать. Одним из них стал проект «Лезен-пьеса», то есть пьеса для авторского чтения, когда драматурги представляют свои произведения и мечтают об их постановке на театральной сцене. За время проекта семнадцать авторов прислали 25 своих пьес, и пять из них были представлены в камерной гостиной театра к немалому удовольствию многочисленных поклонников жанра.
Причём данный проект ТМТ уже получил всероссийскую известность, и среди авторов, готовых представить свои творения, оказались не только тамбовские драматурги, но и представители других городов, включая Москву и Санкт-Петербург. На днях зрители познакомились с новой пьесой тамбовского поэта, журналиста и драматурга Елены Луканкиной под названием «Прощение вместо прощания».
Жанр своего произведения автор определяет как «мистическая пьеса». Хотя любые определения весьма относительны. И мистики, и трагедии в этом пронзительном произведении хватает с избытком. Сюжет здесь не навеян какими-то конкретными событиями, но волею судьбы оказался до боли актуальным в наше непростое и тревожное время.
Эти реки никуда не текут, эти дороги никуда не ведут, как пела когда-то «Машина времени». Но в любой дороге есть нечто символическое. Герои пьесы – два мальчика, едущие в поезде откуда-то с моря после летних каникул. Поезд идёт в ночи, и только мертвенный свет купе освещает лица ребят, удивлённо склонившихся над картой из атласа железных дорог МПС. За окном непроглядная тьма, не видно ни огней полустанков, ни переездов, ни станционных платформ, не слышно встречных поездов. Над чёрным пространством такое же чёрное небо без звёзд.
Ребята решают, что, судя по карте и по времени в пути, они уже должны проехать Краснодар и Ростов-на-Дону. Но поезд не останавливается, никто не сходит и не садится в него, а они боятся выйти из купе, чтобы не испугаться ещё больше окружающей пустоты. Наконец, они решают всë-таки лечь спать в надежде, что утром они приедут в родной Тамбов и мамы их встретят на перроне знакомого вокзала.
Вообще, тема поезда и жизненного пути весьма метафорична и символична. Как, например, в известном клипе Криса Ри «Looking for the summer», где поезд идёт в вечность сквозь меняющиеся времена года. Но поезд из этой пьесы идёт совсем не в лето. И ребята, возвращаясь из лета, уже никогда не приедут в Тамбов. Потому, что это – поезд на небеса.
Мы не знаем, погибли эти дети во время террористического акта или в результате военных действий, но то, что в этой гибели виноваты взрослые с их недетскими амбициями, совершенно очевидно. Дети не начинают войн, они лишь могут играть в войну, никого не убивая. А взрослые играют в совсем не игрушечные танки и ракеты, часто плохо осознавая результаты своих игр.
Эта пьеса о совести, ответственности, памяти и детстве, и она заставляет остановиться посреди суеты обыденности, где мы считаем насилие частью жизни. Остановиться, чтобы ужаснуться, опомниться и задуматься.
"Идея пьесы пришла ко мне неожиданно, когда я сама ехала в ночном поезде. Было это ещё в 2008 году, когда последующих событий нынешнего времени никто даже не мог представить. Но у меня в сознании как-то сразу они неожиданно отпечатались. И всё произведение родилось очень быстро, всего за несколько часов, буквально на одном дыхании, - вспоминает Елена Луканкина, - но каждому художественному произведению, говорят, приходит своё время. Мне просто кажется, что это время для прощения вместо прощания неумолимо пришло".
Раскрывать всё содержание пьесы в одном материале – вещь бессмысленная. Её надо слышать, а ещё лучше – видеть. По мнению первых слушателей, пьеса действительно очень сценична и, что называется, так и просится на театральные подмостки. По крайней мере, слушая повествование от автора, забываешь, что ты в камерной гостиной, и представляешь это действо на сцене зрительного зала нашего молодёжного театра. Впрочем, всё это зависит от режиссёра, которому понадобится особое воображение и вкус, чтобы воплотить идею.
Проект «Лезен-пьеса» интересен не только открытием авторов их произведений. Это своего рода клуб, где царит демократия мнений, и потому после представления пьесы начинается её публичное обсуждение, что называется по горячим следам. «Прощение вместо прощания» не стало исключением. Зрители спорили о том, обоснованна ли привязка содержания к Тамбову и какому периоду нашей истории больше соответствуют характеры мальчиков, ставших героями произведения.
Здесь действительно переплелись времена и поколения. Сюжет не мог бы так повернуться в советское время, но, судя по мечтательному и романтичному восприятию мира, герои как будто вышли из беззаботных 70-х. И в этом переплетении времён присутствует особый надрыв и трагедия. Потому что не должно возникать привыкания к повседневности, когда гибель детей и насилие становятся обыденными вещами.
…Солнечным утром поезд останавливается на станции. Но это не Тамбов, а платформа посреди цветущих лугов, на которой нет станционных дежурных и вообще нет никаких людей. Ребята выходят из поезда и недоумевают – их высадили не там, где надо. Но поезд уходит, а их путь - по тропинке, ведущей в небеса. Они ещё не успели почувствовать, что за их спинами выросли крылья…
Авторы: