Тамбовский драматический театр открыл 237-й сезон премьерой спектакля «Свадьба на всю Европу» (16+). Скажем сразу, обращаясь к финалу спектакля, что свадьба эта, увы, не состоялась. Но состоялся спектакль, удививший тамбовскую публику своей необычностью и по форме и по содержанию. Налицо «время искать и удивляться», как называлась популярная рубрика, появившаяся в 60-е годы прошлого века в не менее популярном тогда журнале «Техника молодежи». Кстати, сам спектакль и антураж вокруг него пропитан ностальгией по ностальгии романтичных и наивных 60-х. Именно тогда начинающими драматургами Григорием Гориным в соавторстве с Аркадием Аркановым, была написана комедия «Свадьба на всю Европу» (16+), о том, как провинциальная телекомпания решила сделать в прямом эфире репортаж с обычной свадьбы рядовых молодоженов. А креативная идея так понравилась наверху, что передачу решили показать не только по Всесоюзному телевидению, но и через «Интервидение» транслировать на всю Европу. Ни больше, ни меньше!
Скажете, так не бывает? Но в 60-е годы оказывается большинство передач шли реально в прямом эфире. И профессионализм здесь был на высоте, несмотря на идеологические цензурные рамки советского времени. А чтобы зрители лучше почувствовали атмосферу той эпохи, их уже в фойе встречала инсталляция из мониторов, пультов и усилителей, имитировавших студийную аппаратуру 60-летней давности. Причем, аппаратура эта вовсю работала, транслируя на экраны прямой репортаж, который вели во время антракта актеры, изображающие журналистку и оператора с телекамерой. Причем, телеведущая так погрузилась в образ, что казалось, машина времени перенесла нас сквозь десятилетия в эпоху «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки». А в фойе второго этажа в это время интерьер театрального буфета переходил в антураж телевизионного «Голубого огонька», где за круглыми столиками сидели гости в брюках-дудочках и расклешенных платьях. А между столиками прохаживался певец, распевая хит в стиле Эдуарда Хиля. В общем, погружение полное.
Наверно, тамбовский зритель уже привык к комедиям, их довольно много ставилось на сцене нашего драмтеатра. И начало этой комедии сразу обещает много смешного, и посмеяться здесь действительно есть над чем. Но не зря говорят, что в любой шутке есть лишь доля шутки. И, наверно, поэтому у этой первой пьесы, вышедшей из-под пера творческого тандема Горина и Арканова, оказалась очень непростая судьба. Пьеса тяжело пробивалась на сцену, возымела в итоге шумный успех, и потом из-за своих острых намеков, довольно быстро была снята из репертуара всех театров СССР, которые ее поставили, а их было больше 80. С тех пор о ней забыли на полвека. Но режиссер Борис Гуревич вспомнил! И, слава богу, воплотил на сцене тамбовского театра. И как он считает, пьеса за эти полвека не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, даже ее приобрела. Приобрела, но, по словам режиссера, — к сожалению. Из-за грустных реалий современной жизни.
Пьеса раскрывает суть советского телевидения, да и нынешнего тоже. А спектакль погружает зрителей как бы внутрь студийного процесса множеством технических приспособлений в виде трансляций на мониторы и экраны, что размещены на сцене и вокруг. Это театр в театре, который постепенно по ходу спектакля превращается в театр абсурда. И это настоящее отражение жизни, хотя ситуации и образы здесь нарочито гротескны. Над ними невозможно не рассмеяться, но невозможно и не задуматься об их сути.
Коллектив телевизионной редакции получил задание показать репортаж с реальной свадьбы, но неписанные условия и рамки превращают задумку в показуху в виде реалити-шоу. Жених и невеста, их родственники и знакомые не могут выучить абсурдные тексты, написанные для них сценаристами студии о достижениях народного хозяйства и количестве свадеб на душу населения, намного превосходящих показатели «вечно загнивающего запада». И в конце концов режиссер шоу, заставив молодоженов не только демонтировать стены в квартире ради иллюзии просторного жилья, но и нарисовать огромные красивые окна вместо реально существующих, решает заменить всех родственников на загримированных под них актеров. Ну, а те за денежную ставку скажут все, что нужно. Абсурд, доведенный до абсолюта, не имеет хэппи-энда.
Получилась веселая-грустная сказка о правде жизни.
И все это великолепно воплотил и исполнил на сцене и вокруг нее коллектив постановщиков и актеров, которых в спектакле занято более 20 человек. Перечислять всех не имеет смысла, но здесь нет маленьких ролей. Образ каждого персонажа невероятно важен для всего спектакля, и каждый из актеров не играет, а живет на сцене. А зрителей охватывает то смех, то пробирает сочувствие к судьбам персонажей, то досада по неожиданно несбывшейся радости. Финал у спектакля получился грустный, но с надеждой. На то, что каждый может противостоять абсурду, если захочет. Вопреки всему и благодаря любви…