Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Тамбовский рок наших дней — от металла до фолка

Культура
Фото: Юлия Берестовая

Время — очень зыбкая вещь. Говорят, оно беспощадно, неблагодарно и непредсказуемо. Но времена, как известно, не выбирают. В них просто живут, а музыка эту жизнь отражает, а рок-музыка даже пытается ее изменить. Точнее, пыталась, со временем превратившись просто в одно из направлений искусства. И тамбовский рок — не исключение. Он подвержен влиянию времени и представляет сегодня довольно разношерстную картину без определенного стержня. Это не хорошо и не плохо. Просто эта музыка перестала быть голосом поколений. Но она осталась музыкой, отчаянной и расслабляющей, тяжелой и легкой — на самые разные вкусы, которые между собой могут быть непримиримы. И в этой борьбе — вечное движение.

Рыцари железного цеха

Говорят, что лучшие и героические времена этого направления незаметно уже канули в лету. Но так считают скептики и редакторы музыкальных программ телевидения, которым, как сказал поэт, «недоступна жажда жизни — гром ударов их пугает!». Но металл жив, по-прежнему, сияет ярким блеском и ржаветь не собирается. Другое дело, что сейчас это направление разделилось, по большому счету, на два творчески противоположных лагеря. Сторонники классики жанра пытаются рвать сердца и души гитарными риффами, душевыворачивающими соло, а главное — конкретными мелодиями, броскость которых должна зацепить слушателя и утянуть его в жаркое горнило кипящего металла. Они верят в этот путь, и другого не то что не представляют, а даже представлять не хотят. Таких команд на Тамбовской земле немного, но они есть, и наиболее известные представители такого сталелитейного жанра — это тамбовская «Аризона», создающая музыку в традициях «Iron Maiden», и мичуринская команда «Пять стихий» с солисткой Дарьей, которой, к счастью не дают покоя лавры Тарии из «Nightwish».

 

Фото: Юлия Берестовая

Другое ответвление определяют приверженцы так называемого альтернативного металла, где множество своих поднаправлений, появившихся в новое время. Здесь, как правило, нет гитарных риффов, не предусмотрены гитарные соло, а вокал должен покорять рычанием, именуемым «гроулингом», «скримингом» и прочими непростыми определениями. Но все это на пределе эмоций и всепокоряющего угара. Эти группы техничны, сыгранны, в Тамбове их немало, а самые известные названия знакомы многим фэнам — «Burning», «Белена», «Mor».

Фото: Юлия Берестовая

Но есть общая черта, для всех металлических групп по жизни — это жесткая дисциплина на репетициях, без лишних разговоров о высоких материях и прочих расслабляющих моментов. Такие группы часто образуются не на основе дружеских отношений, а исходя из чисто профессиональных достоинств музыкантов. Здесь людей определяет жесткая —преданность металлу как таковому и музыкальная бескомпромиссность. С ней непросто жить, но зато просто оставаться честным перед самими собой и своими верными фэнами, которых пусть будет немного, но они по-настоящему твои. И еще — вечно живущая надежда, что металл будет править этим миром.

Магия успеха — держаться корней

Наверное, на вопрос, какая самая успешная тамбовская группа в масштабе всероссийском, ответ будет прост — это «Сколот». Фолк-рок команда под предводительством неутомимого Алексея «Фолк» Павлова уже почти два десятка лет выдает яркие альбомы, колесит по огромной России, выступая на сольных концертах и фестивалях, а также ежегодно устраивая фестиваль «Наследие», на который съезжаются группы народного жанра из самых разных городов страны.

Нет, это не народные песни в общепринятом смысле слова, это музыка, обращенная к славянским корням еще языческих времен. И это не просто музыка, а целое сообщество единомышленников, объединенное увлечением историей, ее атрибутами и традициями.

Конечно, «Сколот» на Тамбовщине не одинок. В этом, казалось бы, узком направлении имеют свой почерк такие коллеги по жанру, как образно­картинная «Клинопись», или виртуозно-изысканная «Ежевика». Признаюсь, лично меня всегда мучил вопрос, чем же берут подобные группы зал, когда зрители не просто подпевают наизусть знакомые песни, а водят хороводы, изображают прямо перед сценой гребцов, плывущих на ладьях-­дракарах; встречают каждую песню бурей оваций, о которых металлистам порой можно только мечтать. И, очевидно, причина этого успеха как раз в причастности каждого к этому романтическому сообществу людей, верящих в фольклорные традиции, нетронутую чистоту природы и магическую силу добра, что идет от наших корней.

«Это не просто увлечение, это жизнь, которая занимает все твое время. Мы действительно очень много ездим по стране и востребованность такой музыки везде просто невероятная — только успевай договариваться и разъезжать, — говорит лидер «Сколота» Алексей Павлов. — У нас четыре основных источника появления песен: моего собственного сочинения, старые народные песни Тамбовской области, есть и переведенные зарубежные, в частности, скандинавские произведения, а также имеется несколько песен современных российских авторов, которые мы исполняем в фольклорном стиле с оригинальной аранжировкой».
Фото: Юлия Берестовая

Однако, эти простые на первый взгляд песни совсем непросто сделаны. Здесь помимо желания и энтузиазма, нужен немалый музыкальный опыт, умение сделать профессиональную аранжировку и соединить почти несоединимое — народные инструменты в виде жалеек, гуслей, рожков и балалаек с роковыми гитарами и барабанами. Причем, это совершенно особое направление, не имеющее ничего общего с опытом тех же «Песняров», которых считают классиками фольклорного жанра. Только это совершенно разный фольклор, непричесанный, неприлизанный, а берущий начало от древних славянских и варяжских корней, олицетворяющий глубинную связь музыки самых разных народов. И Тамбов здесь, можно смело сказать, играет одну из ведущих ролей в России, чем можно заслуженно гордиться.

Рок, который бывает мягким

Металлистам в это поверить трудно, но такое не просто бывает, а даже живет и побеждает в определенных кругах. И это не черта нашего последнего времени, это тоже было всегда, включая и многолетнюю историю тамбовского рока. Достаточно вспомнить хотя бы довольно популярную группу «Панорама», где лет тридцать назад играл ныне штатный гитарист возрожденного «Круиза» Дмитрий Лазеев. Был и так называемый «русский рок», где тон задавала известная «Температура тела». Только если тогда в Тамбове такие команды были единичны, в отличие от других городов России, то сейчас их стало много, в них пробуют свои силы начинающие музыканты. Правда, большое количество таких групп сопровождается их недолгим существованием. Поиграв вместе всего год, а то и полгода, группы распадаются. И причина, наверное, в том, что у участников просто нет определенной цели, и музыка не становится судьбой, хотя бы на любительском уровне. Тем более учитывая то, что уровень требует немалого труда.

Но те, кто цель имеют, своего добиваются, независимо от стиля: будь то старая «новая волна», современный электро-поп или пост-панк. Как, например, «Аэлита», «Шабер», «Креатив» или прошедшая огни и воды «Операция Пластилин», определяющая свое направление как «young-rock» уже немало лет.

Фото: Юлия Берестовая

«Рок-н-ролл мертв», — спел однажды российский исполнитель. Спел эту эффектную фразу еще сорок лет назад. С тех пор рок многие хоронили много раз. А он все жив, несмотря на все коллизии нашего непростого времени и изменчивую моду. Можно долго спорить, какой рок настоящий, а какой — нет. Но это не имеет смысла. Потому что он просто разный. И Тамбов на карте роковой отмечен очень заметным кружком, доказывая, что Россия — вовсе не «страна победившей попсы». Не зря сказал кто‑то из великих, что рок-музыка сравнима с рекой в саванне, которая то исчезает, то выходит на поверхность, но она всегда есть, и ее живительная влага снова питает людей.

Авторы: