Не раз приходилось слышать от работников торговли сетования на то, что о них не пишут художественных произведений, не сочиняют песен и стихов. «Критики в наш адрес – сколько угодно, — с горечью говорила директор одного из тамбовских магазинов. А чтобы роман написать, или хотя бы рассказ хороший… Неужели нет среди продавцов положительных героев?..».
Есть, конечно, и немало, особенно среди тех, кто пришёл работать в сферу торговли по призванию. И книги о них написаны, не говоря уж о многочисленных очерках, опубликованных в газетах и журналах. Например, у Галины Ивановны Татариковой, литературная деятельность которой начиналась в Тамбове, есть повесть «Мои родные. Записки ветерана торговли» (6+), изданная отдельной книгой ещё в 1974 году. В ней рассказывается о жизни коллектива универмага. В героях книги нетрудно угадать тамбовских работников прилавка, с которыми довелось работать автору…
Галина Ивановна Татарикова родилась 23 февраля 1923 года в Москве, в семье писателя Ивана Михайловича Новокшонова, Этого автора сейчас почти никто не знает. А он был соратником Максима Горького, участвовал в гражданской войне. В 1925 году был принят во Всероссийское общество крестьянских писателей. Автор повести «Потомок Чингисхана» (12+), по мотивам которой в 1928 году режиссёром Всеволодом Пудовкиным был снят одноимённый фильм. Сценарий написан автором повести совместно с Осипом Бриком.
В 1937 году Иван Михайлович Новокшонов был репрессирован. Умер 5 мая 1943 года в Свердловске. Реабилитирован посмертно. В советское время его повесть «Потомок Чингисхана» была издана в 1966 году 30-тысячным тиражом в Москве («Советский писатель»), в 1969-м – 50-тысячным тиражом в Улан-Удэ (Бурятское книжное издательство). В 1983 году в Иркутске (Восточно-Сибирское книжное издательство) увидела свет объёмная книга Ивана Новокшонова (432 с., тираж 100 тысяч экз.), в которую помимо «Потомка Чингисхана» вошли и другие повести писателя. Эту книгу, по просьбе издательства, готовила к печати его дочь – Галина Ивановна Татарикова, которая тщательно выверяла все факты по сохранившимся архивам отца.…
После средней школы будущая писательница работала художником-оформителем, рабочей на заводе. Окончила юридический институт, была следователем прокуратуры, адвокатом в Московский и Курской областях.
С 1962 по 1985 год Галина Ивановна жила в Тамбове, работала юрисконсультом на одном из тамбовских заводов и в Горпромторге, писала очерки о лучших людях Тамбовского края, которые публиковались в местных газетах, в коллективных сборниках. На тамбовском материале написаны повести «Вечный двигатель» (6+), «Первая борозда» (6+), затрагивающие важнейшие нравственно-этические проблемы.
В Тамбове Татарикову приняли в Союз писателей СССР. Она общалась со многими поэтами, прозаиками, журналистами, но активно участвовать в работе писательской организации не могла: с большим трудом передвигалась по комнате, улицу видела только с балкона. Инвалидом Галина Ивановна стала после операции на позвоночнике, который она повредила в годы работы следователем в Курской области. По порученному ей уголовному делу надо было попасть в отдалённый район, куда из-за бездорожья никакой транспорт не ходил, и она, недавняя выпускница юридического института, поехала верхом на лошади.
«Конечно, никакой практики верховой езды у меня не было, — рассказывала Галина Ивановна. – Да и лошадь была строптивая. В одном месте она меня и сбросила… По молодости, я не придала значения боли в спине. Отлежавшись, пошла пешком. И дошла. И дело довела до конца…».
Как часто бывает, только через несколько лет последствия падения дали о себе знать невыносимыми болями… Надежды на благополучный исход операции не оправдались. В квартире появилась инвалидная коляска… Но у женщины оказался сильный характер, что в сочетании с литературным даром давало возможность жить и не быть ни для кого обузой. Творчество отвлекало от мрачных мыслей, а публикации спасали от безысходности. В тамбовской квартире Галины Ивановны на Тулиновской улице я была не один раз. Приходили к ней, хоть и редко, местные писатели, приезжали представители Центрально-Чернозёмного книжного издательства, где выходили повести и рассказы Татариковой. Она всегда была доброжелательна и гостеприимна, хотя достаток был весьма скромный. Единственное богатство - книги…
Галина Ивановна Татарикова много писала для юношества. В 1984 году в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве вышли две повести – «Температура души» (12+) и «Этюд для арфы с барабаном» (12+), в которых во всей сложности показаны представители молодого поколения 70–80-х годов прошлого века. Исследуя социально-нравственную активность героев (а это – реальные люди), автор ненавязчиво подводит читателя к размышлению о смысле жизни, о столкновении добра и зла, о возможностях коллектива, способного воспитать человека, возвысить его в собственных глазах.
Именно в такой коллектив попадает вернувшийся из заключения Виктор (повесть «Температура души»). Мастер цеха, зная о его прошлом, всё же взял Виктора на работу и не ошибся: доверие товарищей помогло оступившемуся человеку обрести собственное «я». Автор повести знакомит читателя с внутренним миром героя, которому не даёт покоя совершённое им преступление, и он живёт в постоянном страхе, что кто-то вот-вот напомнит ему о том, где он был целых три года. Он боится, что понравившаяся ему девушка Зоя просто из жалости и от собственного одиночества подошла к нему, но связать свою судьбу с бывшим преступником не захочет. И Виктор решает «жить тихо, мирно, никого не задевать, никуда не соваться». Такая позиция возмущает прежде всего Зою: «Это же не жизнь! Не может человек в норе отсиживаться!».
Выросшая в детском доме, научившаяся с малых лет узнавать и ценить людей, Зоя сердцем чувствует, что Виктор – хороший парень, она сумела разглядеть в нём доброе начало и «высокую температуру души». И перед ним открылось будущее, он увидел наконец-то свою жизнь – не ущербную, а полноценную жизнь в большой семье родных и друзей…
В повести «Этюд для арфы с барабаном» события раскрываются через восприятие девочки-подростка. Мы видим мир таким, каким видит его она, оцениваем людей по её отношению к ним. И в то же время на наших глазах происходит взросление маленькой героини – не только физическое, но и духовное: из непослушной, капризной девчонки, считавшей родителей мучителями, мечтавшей играть в ансамбле на ударных инструментах, Диана за несколько недель превращается в человека, понявшего, что значит быть нужной людям. А люди, к которым она попадает, не совсем обычные: они передвигаются на колясках, а некоторые и этого не могут.
Поработав один день в новом санатории, Диана возвращалась домой, опустив голову, — всё смотрела на ноги прохожих и думала: на земле миллионы здоровых, крепких ног, и если бы каждый человек со здоровыми ногами согласился дать тысячную долю своей силы, то все «колясочники» встали бы и пошли.
Трогательны и прекрасны порывы детской души. Встречи с разными людьми дают возможность Диане сравнивать их поступки, распознавать скрытую нежность и скрытую недоброжелательность…
И в этих, и в других произведениях Галины Татариковой основным лейтмотивом является нравственный критерий, поиск молодыми людьми правильного пути, смысла жизни…
Много лет отдала Галина Ивановна Татарикова работе над романом «Малая Бронная» (12+), который начала писать в Тамбове, а закончила в столице, куда вынуждена была уехать к дочери по состоянию здоровья. Здесь она и скончалась 10 января 1987 года. А книга вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 1991 году. В неё вошли роман, давший название книге, и повесть «Следователь» (12+).
В романе автор рассказывает о первых днях после объявления войны, передаёт настроение людей и, прежде всего, молодёжи, которая вначале, возможно, и не понимала всего трагизма случившегося. В 17-летней Ане сосредоточены черты и чувства её друзей и подруг, только что окончивших школу и даже не предполагавших, что выпадет на их долю за долгие годы войны. Это и сам автор: Галине Татариковой в 1941 году было тоже 17 лет, и ощущения, переданные в романе, — не заёмные, не выдуманные, а её собственные. Сколько пережито! – голод и холод, несправедливость со стороны, казалось бы, неплохих людей, а иногда – и предательство. Всё было. Но объединяющей и спасающей силой была безграничная вера в победу. Верили. Выстояли. И победили!..
Повесть «Следователь» — продолжение жизни героев в мирное время, когда тоже сталкиваются добро и зло, встречаются зависть и трусость. Но всё-таки опять побеждает светлое начало в человеке, потому что, говоря словами известного поэта, — «людей хороших больше, чем плохих…».
В Москве живёт дочь Галины Ивановны – Алла Александровна Татарикова-Карпенко – актриса, сценарист, художник. Несколько раз мне посчастливилось встречаться с ней и в столице, и в Тамбове, куда она приезжала с театром на гастроли. Стремление к творчеству она унаследовала от матери, как и любовь к книге. Дочь так же, как и мать, отличает высокая температура души…
Валентина ДОРОЖКИНА,
Почётный гражданин города Тамбова