Заглянуть в сны «солнца русской поэзии», пока он еще не стал ни солнцем, ни поэтом, и заодно побывать в сказке смогли зрители спектакля «Сказки для Саши» (0+) в Молодежном театре 16 марта. Спектакль поставила творческая команда ГИТИСа: студентка Мастерской Александра Галибина режиссёр Милена Нестерова и выпускник Мастерской Александра Урсина художник по свету Александр Краснодед.
«Сказка...» — первая премьера этого года. В основе спектакля — «Сказка о рыбаке и рыбке», история, которую хорошо знают взрослые и дети. Во время спектакля тем и другим будет на что посмотреть и о чем подумать, а потом и поговорить.
В спектакле перемежаются явь, сказка и сны маленького Саши «по мотивам» волшебной и поучительной истории, которую рассказывает ему няня Арина Родионовна. Няню играет Елена Федорова, и она же перевоплощается в сказочную Старуху, которая то причитает над старым корытом, то замахивается на всемирное, то есть всеморское владычество. Актриса легко переходит от образа к образу, мгновенно превращается из милой Няни во вздорную Старуху, для которой в каждой новой сказочной ситуации тоже находит новые краски, пластические средства выражения.
Интересной особенностью спектакля является участие куклы. Она играет маленького Сашу, роль была написана именно для куклы, что позволяет сохранить необходимую для изображения гения, хоть бы и в детском возрасте дистанцию и не впадать в умилительную сентиментальность. Правда, к тому, что малютка разговаривает приятным мужским баритоном, все равно приходится поначалу внутренне приспосабливаться, как и к Total Black костюмам кукловодов, вызывающим ассоциации с печальными сценами диккенсовских повестей, кукловодов. С необычным для драматического театра персонажем работают Юрий Фитисов и Александр Паршин — кукла довольно тяжелая, у нее много подвижных деталей, так что управляться с нею должны два актера, и для них это новый и неожиданный опыт.
Оформление спектакля лаконично, что не лишает его сказочности, но даже делает сказку почти реально ощутимой: морские волны, кажется, плещутся в зале, и буря не просто грохочет, а вот — вот рассыплется прямо тебе в лицо солеными брызгами, и море выглядит не сказочным, а настоящим, местом опасностей и тревог — как жизнь, которая ожидает маленького Сашу. Его детская пока вне этого опасного мира, она такая светлая, что кажется прозрачной, и до нее лишь только доносится гул далекого пока моря жизни. И все же оно не только опасно, но и красиво. Светящиеся медузы — ну какое море без них! — воздушны, волшебны и прекрасны, даже прекраснее самой Золотой рыбки. Они выбиваются из общего минималистичного стиля, но за такую красоту можно не обратить на это внимания, а просто полюбоваться творение художника-постановщика Эдуарда Жолнина.
Милена Нестерова задумывала постановку к юбилею Арины Родионовны — 265 лет со дня ее рождения исполнилось в апреле прошлого года, но так сложились обстоятельства, что вышел спектакль в юбилейный пушкинский год — в 2024 отмечается 225 лет со дня рождения поэта. Постановка осуществлена в рамках проекта «Дебют в России: спектакли команд выпускников ГИТИСа и других ведущих театральных вузов в региональных театрах» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.