Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Солисты Санкт-Петербургского Дома музыки стали солистами Тамбовского академического симфонического оркестра

Культура
Фото: Вадим Панов

Правда, всего лишь на один концерт, который состоялся в уютном зрительном зале АО Пигмент, где традиционно собираются поклонники классической музыки, несмотря на погоду, время года и транспортные проблемы нашего славного города. Потому что музыка все равно сильнее, и ее магия побеждает.

Нынешний концерт стал завершающим аккордом на этапе сотрудничества оркестра с Санкт-Петербургским Домом музыки в 2024 году. На этот раз солистами стали молодые виртуозы и уже лауреаты самых престижных музыкальных конкурсов – габоист Федор Освер и виолончелист Богдан Ефремов. Причем, Федор Освер в прошлом году стал лауреатом пожалуй, самого главного для нашей страны международного конкурса имени П.И. Чайковского, того самого где первым лауреатом стал всемирно известный пианист Ван Клиберн.

Духовые инструменты только два года назад включили в программу конкурса, и, как видим, лауреат этой номинации уже выступает на Тамбовской сцене. 

Фото: Вадим Панов
— Проект «Музыкальная сборная России – это удачная возможность для нашего оркестра играть  с лучшими молодыми солистами страны, а для них, соответственно – это возможность выступить с лучшими оркестрами России, то есть, приобрести необходимый концертный опыт, что особенно важно перед конкурсами, в которых им предстоит участвовать. И этот опыт имеет огромное значение. Однажды мне довелось быть на финальном туре международного конкурса имени Петра Чайковского, где выступали два потрясающих молодых виолончелиста. Они ничуть не уступали друг другу по технике и выразительности исполнения, но у одного уже был за плечами такой опыт выступлений с предыдущего года, а у другого не было, и это не могло не сказаться на его результате. В тот раз он не смог победить, но зато на следующий год уже с багажом концертной практики стал лауреатом этого престижнейшего конкурса. Так что комментарии здесь излишни. Молодые, играя с нами, приобретают опыт, а наши зрители наслаждаются мастерством восходящих звезд. Причем, для нашего оркестра и молодых солистов это становится взаимным творческим обогащением. Молодым всегда присуща энергия и искренность, и этим они заряжают нас, а оркестр подхватывает это настроение, и получается настоящая магия,

— поделился  художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра им. С.В. Рахманинова Алексей Моргунов.

Фото: Вадим Панов

Открыла концерт знаменитая увертюра Вольфганга Амадея Моцарта к опере «Дон Жуан». Она считается одним из самых драматичных произведений австрийского гения, чье творчество всегда ассоциируется с оптимизмом и светом. И именно  образцом такой музыки стал знаменитый концерт Моцарта для габоя с оркестром, где солировал Федор Освер. Это произведение, написанное композитором еще в 1777 году, до сих пор является программным для самых престижных конкурсов габоистов – здесь солисту есть все возможности себя показать, однако для этого необходимо реально виртуозное мастерство. И это Федору Осверу с успехом удалось, передав вместе с оркестром всю феерию радужных красок, тепла и света, которым буквально искрилось это сочинение композитора солнца.

А вот второе отделение по настроению стало, что называется, диаметрально противоположным первому. Здесь звучала музыка Дмитрия Шостаковича, где пела солирующая  виолончель Богдана Ефремова в чутком сопровождении оркестра. Этот концерт для виолончели с оркестром был написан Шостаковичем в 50-е годы прошлого века, и в нем отразилась вся трагедия народа, пережившего страшную войну. Это невероятно выразительная в своей мрачности музыка, в настроении которой буквально кричала жажда перемен. И по сравнению с этим произведением Шостаковича драматичную увертюру Моцарта к «Дон Жуану» можно считать чуть ли не верхом оптимизма.

Видео: Дарья Погарская

И такое сочетание двух разных произведений в одном концерте оказалось совершенно не случайно. Как подчеркнул Алексей Моргунов, это позволяет показать возможности оркестра с двух диаметрально разных сторон. И действительно нашему коллективу по силам буквально все. И эта творческая энергия неиссякаема.

А впереди у коллектива продолжение сотрудничества как с Санкт-Петербургским Домом Музыки, так и совместные выступления с солистами Росконцерта, первый из которых состоится уже в декабре этого года в зале Мичуринского драмтеатра. Впрочем, это только начало большого пути.

Авторы: