Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Тамбовский молодежный театр готовит премьеру спектакля по пьесе советского драматурга Виктора Розова

Культура
Фото:

Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал в 1943 году. Этот год стал переломным в войне: снятие блокады Ленинграда, Курская битва, битва за Днепр, — но до победы было еще далеко, и война оставалась страшной и повседневной реальностью, которая налагает отпечаток на все стороны жизни. У кого-то она выявляет лучшие черты, а в ком-то пробуждает худшее. Один из персонажей, учительница истории Анна Михайловна Ковалева говорит: «Война калечит людей не только физически, она разрушает внутренний мир человека, и, может быть, это одно из самых страшных ее действий». И все же нравственный выбор делает сам человек... Эта тема: нравственный выбор, перед неизбежность которого ставит человека война, — которая показалась цензорам слишком скользкой. Пьесу напечатали только в начале пятидесятых, и с тех пор она по праву считается одной из самых популярных пьес Розова.

Художественный руководитель Тамбовского молодежного театра Виктор Федоров считает ее  одной из лучших пьес о войне:

— В ней нет ни одного выстрела, это война за души людей, ведь нравственный выбор встает перед каждым,

— говорит Виктор Федоров.

Фото: ТМТ

Сейчас «Вечно живые» звучат не менее актуально, чем десятилетия назад, поэтому к 80-летнему юбилею Победы Молодежный театр готовит премьеру спектакля «Журавлики-кораблики» (16+) по этой пьесе. Для тех, кто не очень хорошо помнит сюжет, стоит напомнить основные линии, не раскрывая полностью интригу.

В самом начале войны Борис, не желая воспользоваться бронью и не соглашаясь на уговоры Вероники, которая не хочет принимать войну как реальность, уходит на фронт (сам Розов точно так же в июле 1941 году вступил в ополчение, а в октябре в боях под Вязьмой тяжело ранен.) Борис пропадает без вести. Вероника выходит замуж за его двоюродного брата Марка, хотя и не любит его. . . Вся семья эвакуирована из Москвы. К хозяйке квартиры, у которой живут эвакуированные, приезжает сын, комиссованный по тяжелому ранению. Не догадываясь, кто его новые соседи, он рассказывает о своем однополчанине Борисе....

— У пьесы Виктора Розова жизнь долгая, в ней говорится о «вечных темах», затрагивающих глубины человеческой души,

—  говорит Виктор Федоров.
Роль Вероники в спектакле исполняет Екатерина Кочанова. Несмотря на близость возраста и не очень большую отдаленность во времени, роль эту актриса считает сложной, ведь Вероника проходит сложный жизненный путь. —Вначале она почти ребенок, порывистая, эмоциональная — не случайно же Борис называет ее Белкой. В своем полудетском эгоизме она не может понять, почему Борис уходит на фронт, и воспринимает это так, будто он предал ее. Потом, лишившись семьи, оставшись совсем одна, она выходит замуж за двоюродного брата Бориса Марка. Вместе с семьей Бороздиных она эвакуируется из Москвы.

— Она не может простить себе этого замужества, постоянно упрекает себя, у нее нет желания чем-то заниматься. Можно сказать, что она находится в депрессии и погружается в нее все глубже. И тут происходит болезненное, но меняющее все событие — Вероника узнает, что Марк ей изменяет, и еще она находит записку от Бориса, спрятанную в корзинке с орехами у игрушечной белки,

— рассказывает о своей героине актриса.

Фото: ТМТ

Все происшедшее становится словно пробуждает Веронику, у нее появляется желание жить. «Жизнь свою хочу прожить хорошо», —  говорит она в последней сцене.

Она дорастает до любви Бориса, а вместе с этим и до его отношения к жизни, выразившемся в словах «Если я честный, я должен».

Среди особенностей спектакля — как «густонаселенность», так и «многопредметность». Создать атмосферу времени помогают исторические предметы и элементы, созданные художниками-декораторами. Один их важнейших предметов — игрушечная белка, которую Борис оставляет в подарок Веронике. Найти аутентичную игрушку без «следов бытования» не стоило и пытаться, но художник-декоратор Мария Карпук смастерила такую белку, словно она попала на сцену прямиком из сорок первого года. Иллюзия минимальна — она сшита по действительно старинным выкройкам, которые пришлось только самую чуточку улучшить, чтобы придать большую сценичность.

— Добавила объема в хвост, чтобы он выглядел более пышным. А вот глаза «улучшать» не стала, использовала просто бусинки, как у старинных игрушек,

— рассказывает Мария.

Интересно, что практически вся игрушка сшита вручную,  так все мелкие детали получаются более точными, а швы крепкими.

Как и полагается, белка держит корзинку с золотыми орехами, под которыми спрятана записка. Что в ней говорится, какие события произойдут после того, как Вероника наконец прочитает ее — это действительно интересно, и не в последнюю очередь оттого, что дает возможность посмотреть на великие исторические события через призму простых человеческих судеб.

Важнейшей особенностью первых постановок «Вечно живых» стало «человеческое измерение», внимание к человеческим судьбам. Современному зрителю не меньше, чем первым зрителям, интересно такое человеческое измерение великой истории. Современный спектакль, созданный по пьесе очевидца и участника Великой Отечественной войны, дает возможность соотнести сегодняшнее, минувшее и вечное.

Авторы: