К профессии режиссер Анна Дорофеева пришла правильным долгим путем: вначале училась актерскому мастерству в Институте современного искусства в Мастерской Андрея Любимова, при подготовке самостоятельных показов любила ставить отрывки, и так, чтобы как можно точнее передать атмосферу происходящего. Потом служила в театре, ощущая желание заниматься режиссурой, и, чтобы полностью постичь эту профессию, вновь пошла учиться: на курс к Андрею Левицкому в Театральный институт имени Бориса Щукина. Проработав некоторое время в Большом московском цирке режиссером массовых сцен, сейчас Анна Дорофеева стала «вольным режиссером». В каждом новом театре ее взаимоотношения с профессией начинаются заново.
В Тамбовском молодежном театре Анна Михайловна Дорофеева поставила спектакль по сказке Андерсена «Дюймовочка» (6+).


Вертикальная система ценностей
— Человек — это не жертва, не материал, а ценность, которая влияет на весь мир. С этой точки зрения я смотрю на Дюймовочку,
— говорит Анна Дорофеева.
Сказки Андерсена, считает она, всегда вызывают эмоциональный отклик и, что очень важно, напоминают человеку о его способности сострадать. Это наверняка связано с личностным, биографическим, элементом, особенно в наиболее знаменитых сказках и историях; любой автор так или иначе в каждой книге пишет о себе, но здесь не надо читать между строк, чтобы увидеть автора, например, в «Гадком утенке». У Дюймовочки тоже много общего со своим автором, если смотреть на сказку как на историю маленького человека в большом мире и его способность исполнить свою миссию...


Одушевленный мир
— Сказки Андерсена отличает двойственность мотивировок, сложность характеров, и атмосфера у них необычная, такая, я бы сказала, светлая тоска. Это своего рода «новый формат»: если традиционно в сказках все заканчивается счастливым хэппи-эндом,когда зло наказано, добро торжествует, трудолюбивая сирота выходит замуж за принца и так далее... А в сказках Андересена часто финал грустный, но заканчивается все, тем не менее, хорошо — не для героев, а для всего мироздания. Необычны она еще и тем, что там одушевлено, вплоть до свечного огарка или обломка швейной иглы. Дюймовочка — часть этого одушевленного мира, и нам хотелось бы передать ее чуткость души по отношению в миру внешнему,
— говорит Анна Дорофеева.
Внешний мир не так уж и прост, он разнообразен и населен разными персонажами. Это и рыцарственный Жабий сын, совсем не похожий на того, каким его всегда изображают, и многоногий Жук, для которого критерием совершенства является многоножие, и трудолюбивый филистер Крот, и Мышь, для которой работа — цель и способ жизни...


— Андерсена многие люди, из самых добрых побуждений, старались переделать по своей мерке, начиная с того, что мать, видя, с каким мастерством он шьет одежду куклам для игрушечных представлений, хотела приставить сына к швейному ремеслу. Но он шил не из любви к шитью, а из любви к куклам и своему маленькому театру! Хорошо, что отец, хоть и был простым сапожником, понимал его и вдохновлял на большее, — замечает Анна Михайловна. — Дюймовочка в своих странствиях встречает много разных существ, и все они, пусть по-разному, хотят сбить ее с пути, поработить. Но она, маленький человек в большом мире, идет к цели, не отказывается от пути и от себя, и поэтому изменяет мир, совершает революцию, возвращая в замерзшую жизнь тепло, — так происходит в нашем спектакле,
— считает режиссер.
А ведь человек создан не для того, чтобы тяжело работать и выживать, но для стремления к любви и красоте — есть «вертикальная система ценностей», и как раз она наполняет жизнь смыслом.
Сочинять, читать и рассказывать сказки — часть «вертикальной системы ценностей», а раз так, то не слишком удивляет, когда добропорядочные обыватели считают, что сказки не нужны, а то и вредны, потому что уводят от жизни и мешают как следует работать, обустраивая нору... то есть создавая благополучие. Да, сказки редко приносят богатство, но они направляют человека к внутреннему творчеству, раскрывают в нем и в окружающих способности делать что-то для любви. Историю про Дюймовочку на сцене Тамбовского молодежного театра рассказывают игрушки маленькой девочки — и делают это, несомненно, из-за любви к своей хозяйке. ...Интересно, что могли бы сделать куклы игрушечного театра для маленького сына сапожника, который мастерил для них наряды из лоскутов?


Ожившие куклы
— Дюймовочку играет Ангелина Лукьянова, необыкновенный интересный человек и глубокая тонкая актриса. В роли Жабьего сына зрители увидят Станислава Завьялова, Кротом будет Юрий Фитисов, для него это уже не первый крот, но он не имеет с предшествующим ничего общего. Эльфа, который получил в спектакле имя Короля цветов, играет Сергей Малахов. Жука, сочетающего несхожие черты, играют два актера, один отвечает за светлую сторону его характера, другой за злую,
— говорит режиссер.
У артистов много интересных задач, одна из самых трудных — играть оживших кукол, а потому всегда двигаться особым образом. Кроме того, это «театр в театре», причем театр уличный, ярмарочный, и актеры на протяжении всего спектакля контактируют друг с другом только «через зал», это очень непросто и непривычно.
— В спектакле много разных придумок, вплоть до шумового оркестра, и вообще много юмора, ведь человек — а он наша главная тема – если присмотреться, забавное существо,
— рассказывает Анна Дорофеева.
Читать и рассказывать сказки не только вызов, но и создание нового. В каждом пересказе непременно есть что-то от рассказчика, это уже немножечко «его» сказка, поэтому каждый спектакль, даже по самому известному произведению, несет в себе новизну. «Дюймовочка» в ТМТ точно не стала повторением мультфильма и иллюстрацией к книге тоже. Но, возможно, поэтому ей удастся передать атмосферу андерсеновских историй, напомнить, что человек — ценность, и волшебство — повсюду, а чудеса только и ждут возможности, чтобы проявиться.