Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Деревянный ренессанс: творческий путь художника Олега Торопцева

Культура
Фото: Юлия Новикова

В мире, где доминирует массовое производство, работы мастера по дереву кажутся глотком свежего воздуха. Олег Торопцев создает уникальные картины и скульптуры, вкладывая в каждую из них частичку своей души. Его путь в искусство начался в детстве, благодаря соседству с учителем-скульптором и врожденной тяге к рисованию.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы пришли к такому виду творчества? 

Моим первым учителем был настоящий мастер своего дела Геннадий Львович Чистосердов. Он жил в соседнем доме, и я, мальчишкой, часто забегал к нему в мастерскую, завороженно наблюдая за тем, как из куска дерева рождается произведение искусства. Именно он привил мне любовь к этому ремеслу. Склонность к рисованию у меня была всегда. Я закончил художественную школу. И так оно все и получилось. После школы уехал, получил инженерно-техническое образование. Но даже во время учебы продолжал рисовать. И позже, когда начал работать, параллельно занимался резьбой, рисованием, реставрацией. Теперь это увлечение стало и формой заработка. Очень редкий и необычный вид творчества. Меньше конкуренции, больше шансов преуспеть в этом деле, стать востребованным. Ну и конечно, необычность цепляет окружающих.

— В какое время суток и где к Вам чаще всего приходит вдохновение? 

Я работаю в двух мастерских. Первая используется для каких-то грубых вещей. Здесь происходит первичная обработка дерева: распиловка, строгание, создание заготовок. Вторая мастерская – полная противоположность. Это небольшая, светлая комната в доме, где царит тишина и порядок. Здесь, при хорошем освещении, рождаются тонкие детали, оживают образы.

— Какой самый необычный материал Вы бы хотели попробовать использовать в своих работах?

Дерево – это просто материал, с которым я привык работать. Я не ограничиваю себя. Например, леплю сначала из глины или пластилина модель, а потом обделываю ее деревом. Иногда использую кусочки керамики, стекла, пробки, ракушки. Но последние несколько лет только из дерева вырезаю.

Фото: из архива Олега Торопцева

— Что самое сложное в процессе создания?

Для меня самое сложное – придумать что-то новое, свое. С этим многие художники сталкиваются. Когда уже придумал, дело остается за малым. Включаешь музыку и творишь под нее. А в момент придумывания, проектирования остаешься в полной тишине, закрываешься в одиночестве, чтобы никто не трогал и не отвлекал.

— Какие самые ходовые инструменты в работе?

Начинаю работу с электроинструментами, подготовка щитов, вырезаю с их помощью набор болванок. А потом уже идет ручная работа с резцами. В моем арсенале около пятидесяти инструментов. У каждого инструмента свой характер, своя задача. Хотя у некоторых мастеров их намного больше. Если мне что-то очень нужно для определенной работы, какой-нибудь исключительный ножик, я быстро докупаю или заказываю. Все по мере необходимости. Человек с опытом всегда понимает, что он может изобразить определенным инструментом, а что нет.

— Каким породам дерева Вы отдаете предпочтение?

В основном, это липа. Она используется мной при создании рельефов, барельефов и скульптуры. Иногда люди при заказах сразу говорят свои предпочтения или привозят свое конкретное дерево.

Фото: из архива Олега Торопцева

— Какой заказ для Вас был самым сложным и запоминающимся?

Как-то мне принесли маленькую фотографию итальянского стола и попросили сделать копию. Я разработал его заново по фотографии. Мне очень понравилось работать над этим заказом, это было интересно и сложно. Много резьбы, деревянных цветов. Каждый элемент требовал кропотливой работы, внимания к деталям. В отделке использовались разные краски, позолота и серебро.

— Сколько времени ушло на создание этой работы?

Где-то месяц-полтора я ее делал.

— А по сколько часов в день Вы тратите на заказы?

Стараюсь, чтобы был полноценный рабочий день, как и у всех. Часов 8-9. Если нужно что-то очень срочно сделать, то больше.

— Что для Вас является совершенством в работе с деревом? И существует ли вообще какой-то эталон, к которому нужно стремиться?

Сальвадор Дали сказал: «Не бойтесь совершенства, Вам его все равно не достигнуть». Есть определенные мастера, чьи работы производят впечатление. Я смотрю на их работы и учусь. Сразу рождается желание сделать так же, даже круче.

— У Вас год назад была выставка. Планируете снова что-то подобное?

Да, сейчас нахожусь в процессе изготовления новых работ. Совмещаю с выполнением заказов, которые нельзя назвать художественными. Реставрация, мебель. И в процессе выполнения заказов обдумываю идеи для будущей выставки. Хочется иногда перейти на что-то более масштабное, например, скульптуры. В моей практике есть создание скульптур людей и животных. В живых существах нет симметрии, и это добавляет сложности работе.

Фото: из архива Олега Торопцева

— Как Вы относитесь к критике своих работ?

Я, конечно, прислушиваюсь к критике. Она помогает мне расти как мастеру. Даже сам иногда смотрю потом на свои произведения и думаю, что можно было бы сделать и лучше. 

— Как Вы думаете, в чем заключается роль ремесленника в современном мире, учитывая, что много вещей производится теперь не вручную?

Тем не менее, некоторые люди хотят себе домой предметы именно ручной работы, потому что в них вложена вся душа мастера, его энергия, ощущения в момент, когда он их создавал. К тому же, это индивидуальная работа, предметы выполнены в единственном экземпляре. Я вижу, что мое дело востребовано, и это вдохновляет двигаться и развиваться дальше.

Авторы: