Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Экономика

Как не кошмарить потребителей?

Экономика
Фото: Фото mcx.ru

Заседание координационного совета по защите прав потребителей прошло в среду, 30 октября, под председательством и.о. заместителя главы нашей региональной администрации Сергея Юхачёва. О создающейся в России национальной системе сертификации рассказала заместитель директора Государственного центра стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области Ольга Антипова.
К счастью, нашем государстве крепнет осознание того, что принятый в середине «нулевых» годов Закон о техническом регулировании был преждевременным и нанёс больше вреда, чем пользы. Напомню, что в числе прочих его тогдашних нововведений был отказ государства от контроля над качеством продукции в большинстве сфер экономики, в том числе и в пищевой промышленности.
Акцент был сделан на госконтроле над безопасностью товаров, право же регулировать качество отдавалось на откуп самому бизнесу, точнее, ассоциациям промышленников.
Тогда я достаточно подробно освещал печальный опыт воплощения этого закона. Технические регламенты разрабатывались со скрипом, и это ещё мягко сказано. Технические условия составлялись более чем щадящими. Началось повсеместное использование дешёвых и низкокачественных импортных (в первую очередь китайских) ингредиентов. В сгущённом молоке соотношение животного жира и технического пальмового масла достигало 1:9. Это 90 процентов!
Упования на конкуренцию не оправдались. Именно она стала механизмом, который не улучшал, а ухудшал качество продукции, по крайней мере, в недорогом сегменте рынка. Стремление «не кошмарить бизнес» породило сущий кошмар для потребителей.
С тех пор прошло полтора десятка лет, но не изменилось практически ничего. Более того, в середине нынешнего десятилетия, когда рухнул рубль, ситуация с качеством продуктов питания усугубилась.
«Наш рынок пищевой продукции цивилизованным назвать трудно. Когда-то в нашей стране была обязательная сертификация качества, затем на смену ей пришло необязательное декларирование. Проверки проводятся не регулярно, а лишь после того, как поступает сигнал. Существующая система контроля не гарантирует стабильного качества продукции», - заметила Ольга Антипова.
По её словам, сейчас производители продовольствия нередко обманывают покупателей, выдавая продукцию, произведённую по щадящим ТУ, за гостовскую. И, что очень печально, наказания они за это не несут.
Российское государство, наконец, вознамерилось исправить старую ошибку. Правда, довольно робко. Предприятиям, которые захотят получить QR-код соответствия их товаров ГОСТу, должны согласиться на ежегодные проверки без предупреждения. Тех же, кто будет выдавать свою продукцию за гостовскую, но при этом захочет избежать этих внезапных проверок, ждёт наказание.
Дело, как мы видим, добровольное — с расчётом на то, что производители будут заботиться о своей репутации. Вот только будут ли?
На эту тему разгорелся спор между Ольгой Антиповой и Сергеем Юхачёвым.
«С точки зрения потребителя это будет противоречивая система. Внезапные проверки качества продукции увеличат её себестоимость. Готов ли к этому бизнес и готовы ли потребители?» - спросил Сергей Петрович.
Ольга Антипова ответила, что рост себестоимости будет незначительным: проверочная процедура обойдётся всего в 40 тысяч рублей, что в общем обороте предприятий — капля в море. Продукция подорожает на тысячные доли процента, поэтому производители будут лукавить, объясняя подорожание своих товаров проверками качества.
Другой аргумент Сергея Юхачёва отбить было гораздо сложнее. Он сказал, что российская система контроля продукции очень слаба и неспособна убедительно подтвердить качество товаров. Например, число генетически модифицированных растений, которые используются в пищевой промышленности, перевалило за полторы тысячи. Наши лаборатории из них могут выявить лишь одиннадцать. Ну и какой смысл во внезапных проверках, если они всё равно мало что покажут? Кроме того, крупные предприятия сами ведут контроль качества.
На это Ольга Антипова ответила, что они в соответствии с законом контролируют не качество, а безопасность своих товаров. При этом рецептура там не может нас не огорчать.
«Никто не собирается кошмарить бизнес. Просто над ними сейчас нет контроля, и его надо вводить», - подчеркнула Ольга Антипова.
Понятно, что система поначалу будет работать далеко не идеально. Можно найти множество аргументов против неё. Например, всем известно, что проверки порождают коррупцию и служат инструментом давления чиновников на бизнес. Однако волков бояться в лес не ходить. Ситуация с качеством продовольствия в нашей стране абсолютно нетерпима, и делать с этим что-то надо. Конкуренция здесь не может служить палочкой-выручалочкой, по крайней мере, в недорогом сегменте рынка, и государственный контроль необходим. Он, к слову, есть во всех развитых странах, и никто там не плачет о том, что кошмарят бизнес…
Кроме того, на заседании координационного совета говорилось о защите прав потребителей в судах, но обсуждение этой темы не было таким острым.
Авторы: