В реке Польной Воронеж жители села Крюковка Мичуринского района нашли труп мужчины с ранением в области шеи. Эксперты определили, что смерть наступила примерно полтора месяца назад. Казалось бы, все следы должны быть уже уничтожены, но следователям-криминалистам удалось разгадать тайну практически по единственному следу, оставленному на месте трагедии.
Труп
Произошло это в 2015 году. Первого мая жители Крюковки выловили из Польного Воронежа труп. О страшной находке они сообщили сотрудникам МОМВД России «Мичуринский». Тут же на место обнаружения трупа выехала следственно-оперативная группа с участием судебно-медицинского эксперта, экспертов-криминалистов экспертно-криминалистического центра УМВД России по Тамбовской области, сотрудников отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета России по Тамбовской области. Место происшествия осмотрели. Криминалистами и экспертами было установлено, что труп мужчины находился в воде продолжительное время, на шее имелась колото-резаная рана, которая говорит о криминальном характере смерти. Личность мужчины местными жителями опознана не была.
«С учётом полученной информации 1 мая 2015 года Мичуринским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Отрабатывалось несколько версий, среди которых — тело погибшего после убийства привезли из другого региона или оно приплыло по течению. Экспертами установлено, что смерть мужчины наступила от колото-резанных ранений шеи с повреждением крупных сосудов за 1—1,5 месяцев до даты обнаружения», — комментирует старший следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области Андрей Лапынин.
На теле погибшего были обнаружены специфические татуировки, свидетельствующие о криминальном прошлом погибшего, о том, что он отбывал наказание в местах лишения свободы. Эта деталь помогла установить его личность. Им оказался житель Мичуринска, назовём его Никитой. Он был неоднократно судим, злоупотреблял спиртными напитками.
В ходе проведённых оперативно-розыскных мероприятий также было установлено, что в апреле того же года о безвестном исчезновении Никиты в ОМВД России по г. Мичуринску сообщил его родной брат, назовём его Борисом. Выяснилось, что братья в последнее время проживали вдвоём в дачном доме садового общества, расположенного в Крюковке. И они не просто так проживали, а работали охранниками садового сообщества. Естественно, что Борис был допрошен. Он категорически отрицал свою причастность к убийству родного брата, утверждал, что видел его последний раз живым и здоровым в марте 2015 года. «Ничего не знаю, брат уехал в больницу в Мичуринск, с тех пор я его не видел», — говорил Борис.
Преступление
При осмотре дачного домика, где жили братья, с использованием специальной криминалистической техники, которая способна обнаружить скрытые от человеческого глаза следы преступления, были обнаружены биологические следы в виде крови, а также предполагаемое орудие преступления — кухонный нож. По результатам экспертиз установлено, что кровь на ноже и предметах мебели принадлежит погибшему. Доказательства были предъявлены Борису. Он не стал больше отрицать свою непричастность и признался в совершении убийства брата. Рассказал, как было дело. Случилось всё это 25 марта.
Братья сидели дома и выпивали. Слово — за слово, поссорились. Ссора переросла в драку. Никита схватился за нож, но Борис выхватил его и сам нанёс брату несколько смертельных ударов по шее. От полученных ран Никита скончался практически сразу.
«Сам не понял, как это случилось. Я очень испугался. И садиться в тюрьму не хотел. Когда настало утро, я взял санки и повёз Никиту к реке, да, там уже начинался ледоход. Я положил тело брата на одну из льдин и пустил её по течению», — рассказал Борис.
Наказание
Чтобы создать себе алиби, он всем говорил, что брат в один из дней марта уехал в Мичуринск. И домой больше не возвращался. После преступления Борис вымыл в доме полы, чтобы скрыть следы. А потом даже обратился в отдел полиции с официальным заявлением о безвестном исчезновении брата. При проведении проверки показаний на месте Борис указал, где он скинул тело в реку. Впоследствии подозреваемому провели психофизиологическое исследование при помощи полиграфа. Результаты обработки психофизиологических показателей также подтвердили его причастность к гибели брата.
Мужчине было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ — убийство. 28 сентября 2015 года Мичуринским районным судом Тамбовской области он признан виновным и осужден к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.