Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Здоровые и умные

Общество
Фото:

Проект запущен по поручению Правительства РФ Министерством здравоохранения совместно с Министерством образования и науки. Стартовал он в конце 2016 года в пяти российских регионах: Якутии, Ямало-Ненецком автономном округе, Ростовской, Смоленской и Тамбовской областях. Цели — сохранить здоровье школьника во время учёбы; научить ребёнка, его родителей и педагогов ответственно относиться к своему здоровью; сформировать культуру здорового образа жизни.
Не секрет, что в школе здоровье у детей ухудшается. За годы учёбы школьников, у которых снизилось зрение, становится больше в три раза, а со сколиозом — в восемь раз. В структуре «школьной» заболеваемости на первом месте — болезни костно-мышечной системы (11,3%), на втором — органов пищеварения (6,6%), на третьем — болезни глаз (6,5%), на четвёртом — нервной системы (4,9%). Самым агрессивным фактором, отрицательно влияющим на здоровье школьников, называют высокий объём учебных и внеучебных нагрузок. В рамках пилотного проекта как раз и разработаны программы, нацеленные на то, чтобы предупредить заболевания школьника и сделать школьную среду безопасной.
В нашей области для эксперимента выбрали две школы и два учреждения здравоохранения. Ведь для достижения успеха важно сотрудничество педагогов и медицинских работников. И, конечно, школьников и их родителей. У нас в регионе в «пилоте» участвуют средняя общеобразовательная школа № 1 — «Школа Сколково — Тамбов» и Татановская средняя общеобразовательная школа Тамбовского района, а также тамбовские городская детская поликлиника имени Валерия Коваля и центральная районная больница.

Кариес, сколиоз и проблемы со зрением

В Татановской школе в первую очередь нас повели посмотреть школьный медицинский блок, состоящий из кабинетов приёма, процедурного, прививочного и стоматологического.
- Для участия в проекте надо было выбрать одну городскую и одну сельскую школы, которые отвечали бы всем современным нормам и стандартам, — пояснил заместитель главного врача по поликлинической работе Тамбовской ЦРБ Андрей Будник. — Школа и медицинское учреждение работают в тесной взаимосвязи. В ЦРБ создано отделение школьной медицины, специалисты которого занимаются профилактическими осмотрами детского населения. С этой целью два раза в неделю медицинские работники выезжают в школы. Ещё до запуска пилотного проекта школьники ежегодно проходили профилактические осмотры, в том числе у узких специалистов. Проект внёс много нового. На базе центра здоровья поликлиники имени Валерия Коваля был проведён углублённый медицинский осмотр с экспресс-диагностикой уровня психофизиологического и соматического здоровья наших учащихся с первого по восьмой класс. По итогам профосмотров мы дали родителям как общие, так и индивидуальные рекомендации по выявленным у ребят заболеваниям. Важное направление в пилотном проекте — работа с электронным документооборотом. Мы внедрили электронные медицинские карты школьников. Школа и ЦРБ работают в одной медицинской электронной системе. Врачи в поликлинике и больнице в курсе всех манипуляций, которые проводят с ребёнком в школьном медблоке и на врачебном участке педиатра. И наоборот. В одной карте отражаются и хронические заболевания, и данные о вакцинопрофилактике, и результаты медосмотров.
Гордость медблока — современный стоматологический кабинет. Два раза в неделю здесь ведёт приём и оказывает необходимую медицинскую помощь стоматолог. Как показали профилактические осмотры, почти у сорока процентов детей выявлены патологии полости рта, в основном кариес. Одни из самых распространённых отклонений в состоянии здоровья по результатам медосмотра — это нарушения в физическом развитии, в работе сердечно-сосудистой системы и зрения. Патологии выявлены у 80 процентов школьников.
«Мы проводили не только коррекцию выявленных патологий, — говорит участковый врач-педиатр врачебного участка села Татанова Евгений Гришин, — но и организовывали с детьми, родителями, учителями профилактические беседы, веб-конференции. Как показал повторный осмотр детей, уменьшились заболевания глаз, органов пищеварения, в том числе и патологии полости рта. Так что положительный результат проекта есть».

Взвеситься? Померить давление? В кабинет врача!

В кабинете приёма всегда на посту специалист по школьной медицине и медицинская сестра. Пилотным проектом предусмотрена новая должность — специалист по школьной медицине. Школьному фельдшеру пришлось пройти переобучение, чтобы соответствовать требованиям новой специальности. Кабинет оснащён медицинским диагностическим комплексом «Здоровый ребёнок». Он включает в себя электронные ростомер и весы, а также приборы для измерения мышечной силы кисти руки и подкожного жира.
«В кабинет врача мы можем прийти, когда нам надо, — говорит заглянувшая сюда десятиклассница Валерия Максимова, — померить температуру, давление, рост или взвеситься. Я, например, слежу за своим весом, так как есть предрасположенность к полноте. Для меня здоровье — это мой внешний вид. Придерживаюсь правильного питания. Ограничиваю себя в мучном, сладком, соблюдаю питьевой режим и ем небольшими порциями. А ещё для поддержания хорошей физической формы занимаюсь фитнесом. Здесь, в школе. У нас много секций и кружков: волейбол, баскетбол, каратэ, лыжи, танцы… К нам приезжала врач-офтальмолог. Для меня зрение — тема актуальная. Да и другим тоже было интересно. Нам рассказали об упражнениях, укрепляющих зрение».

«Похимичим» с йогуртом и разомнёмся на уроке

Есть и другие школьники, которые вдохновились идеями здорового образа жизни и стали настоящими экспертами в вопросах здоровья и медицины. Нужные для жизни знания ребята получают на уроках программы дополнительного образования «Культура здоровья». Ведёт их педагог дополнительного образования, учитель биологии, медик и одновременно куратор проекта в школе Диана Кондрашова. Мы побывали на одном из занятий.
«Тема — «Здоровое питание и реклама в СМИ», — говорит Диана Дамировна. — Мы поговорим об уловках маркетологов и экспериментальным путём проверим правдивость информации, размещённой на баночке йогурта одной известной фирмы о том, что этот продукт содержит полезные бактерии и повышает иммунитет». Эксперимент проводился в кабинете химии. Старшеклассники с увлечением «химичили» с каплей йогурта. В результате она окрасилась в красивый синий цвет, и под микроскопом теперь можно было рассмотреть, из чего она состоит. «Вижу какие-то чёрные точки», — говорит десятиклассница. «Это и есть бактерии, заявленные производителем, — пояснила учитель, — их, как видите, огромное количество. Но насколько они действительно полезны — это другой вопрос».
Программа рассчитана на школьников 7—10 классов. Темы занятий берутся самые актуальные: правильное питание, профилактика различных заболеваний, оказание первой медицинской помощи, режим дня и многое другое. «Нередко мы проводим занятия в игровой форме, — рассказывает Диана Кондрашова. — Так, у нас была игра на тему «Как пройти от момента заболевания до лечения». Или мы брали тему ОРВИ и гриппа. Ребята сами проводят исследования и пишут проекты на темы, которые им интересны».
Десятиклассницы Анастасия Новикова и Анастасия Лозан интересуются здоровым питанием и красотой: «Это вещи взаимосвязанные. А хорошо выглядеть для девушки — очень важно». Восьмикласснице Юлии Соломатиной интересна тема оказания первой медицинской помощи. Семиклассник Дмитрий Зверев с увлечением занимается биологией: «Мне интересно знать, как устроен наш организм, что в нём происходит, когда мы едим, дышим. Меня особенно впечатлил видеоролик о влиянии на организм алкоголя и табака. Никогда не буду курить. Все лёгкие чёрными становятся».
Но одни беседы, конечно, здоровья не прибавят. Школьная среда тоже должна благоприятствовать его сохранению. Для этого в школе используется здоровьесберегающая мебель. Это столы и стулья, рассчитанные под рост ребёнка. Важно правильно организовать режим учёбы и отдыха. В школе есть традиция: утром перед началом занятий все школьники выходят в коридор и под музыку выполняют специально разработанный комплекс физических упражнений. Урок прерывается на физкультминутку. Есть две большие перемены по двадцать минут, чтобы успеть поесть и размяться. О психологическом здоровье заботится школьный психолог. Есть в школе и комната психологической разгрузки. Успехи школы по сохранению здоровья школьников и формированию у детей здорового образа жизни отметили на Всероссийском конкурсе «Школа здоровья», проходившем в марте текущего года в Санкт-Петербурге. Проект Татановской школы «Дорога к здоровью» стал лауреатом конкурса.

Медики в школе: от лечения к профилактике

Чтобы проводить такую объёмную работу, нужны квалифицированные кадры. А они — в дефиците. Укомплектованность школьных медкабинетов врачами составляет сорок процентов. В малокомплектных школах нет медицинских кабинетов, помощь оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах.
- Во всех школах должен быть врач. И профилактическая работа должна вестись не в выездной форме, а ежедневно имеющимися в школе силами. В рамках проекта организовано обучение школьных медицинских работников. Это специально подготовленный к работе с детьми фельдшер. Он будет отвечать за здоровьесберегающую среду в школе. Акцент должен быть смещён на профилактику заболеваний, в том числе социально значимых, и организацию контроля за учебными и физическими нагрузками, — пояснил заведующий Центром медицинской профилактики Тамбовской области, главный внештатный специалист управления здравоохранения области по медицинской профилактике Виталий Шелуханов.
В следующем, 2019-м, году планируется подвести итоги эксперимента. Если повторное медицинское обследование покажет, что здоровье школьников улучшилось, а их знания по здоровому образу жизни повысились, то эксперимент можно считать удачным.
...Учителя Татановской школы говорят, что интерес к темам здоровья у детей есть. И родители заинтересовались. Это самое важное. Ведь большинство наших привычек, как хороших, так и плохих, и представлений о жизни формируется в семье.
Авторы: