В этот день жаркое солнце так же слепило глаза с безоблачного неба, как и ровно 77 лет назад 22 июня 1941 года. Весть о начале войны в Максимовку, раскинувшуюся неподалеку от Бондарей, принесли из райцентра. И все поняли — надо провожать мужей, отцов, братьев и сыновей. Сколько их ушло на фронт из Максимовки, время не сохранило, но известно, что более восьми тысяч солдат отправилось защищать страну из Бондарского района и более пяти тысяч не вернулись.
Максимовка не дождалась 354 своих земляка — практически каждая семья. И вот сейчас, спустя 77 лет, на въезде в село, на самом краю поля, появился монумент — невысокая стела, у подножия которой на плитах золотом выбиты имена всех, кто ушел и не вернулся.
Памятник в Максимовке стал уже 114-м монументом, возведенным в области по программе увековечивания памяти павших, которая по инициативе вице-спикера областной думы и председателя регионального отделения Российского военно-исторического общества Владимирна Карева идет уже тринадцать лет. Это вообще можно считать своего рода уникальным явлением в России. Тамбовщина не оказалась в зоне боев, но именно у нас развернулось беспрецедентное движение, когда в городах и селах появляются монументы с именами погибших, а их не вернулось с полей сражений Великой Отечественной без малого 250 тысяч.
И видя такую инициативу, совсем не случайно Российское военно-историческое общество в последние годы особенно активно сотрудничает именно с Тамбовщиной. Из одиннадцати монументов, сооруженных в стране при содействии общества, шесть установлено на тамбовской земле, включая и памятник в Максимовке. Автором стелы стал московский скульптор Денис Стретович. Как пояснил автор, этот памятник он решил создать в традициях дореволюционных монументов павшим. Здесь нет помпезности и грандиозности, а есть скорбное напоминание об отдавших жизнь за Отечество.
До этого момента в Максимовке не было места, куда можно было прийти и вспомнить своих родственников, не вернувшихся с войны. И по именам на этих плитах, ставшими документом истории, можно читать ту трагедию, что пришла с войной. Здесь очень много одинаковых фамилий с разными инициалами. Наверное, семьи в селе тогда были большими, а после войны о них остались вдовы да маленькие дети. И это нельзя забыть.
Сейчас в Максимовке почт не осталось свидетелей войны. Но на открытие памятника пришли и взрослые, и старики, и дети. И выступая перед собравшимися у монумента, глава администрации области Александр Никитин не сдерживал эмоций, говоря жителям села «спасибо» за их труд и за память, что они бережно хранят. Ведь в благоустройстве территории участвовали сами жители, и это место станет теперь главным в Максимовке.
Конечно, этот памятник — лишь малая часть движения, которое благодаря энтузиастам и поддержке администрации области, продолжается на Тамбовщине. Об этом говорили на церемонии открытия советник председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский, депутат Государственной думы, Тамара Плетнева, вице-спикер Тамбовской областной думы Владимир Карев.
Под звуки оркестра и залпы оружейного салюта запылал Вечный огонь, школьники выпустили белых голубей, а к монументу легло множество цветов. И красные розы, и букетики совсем простых полевых ромашек. Люди подходили, кланялись, находили на плитах имена своих родственников, которых многие видели только на старых фотографиях, и не могли сдержать слез.
Солнце по-прежнему палило, и когда в воздухе растаяли последние звуки оркестра, а площадь на краю села опустела, у памятника осталась одна пожилая женщина. Она все смотрела на фамилию на плите, как будто разговаривая со своим отцом или дедом. Горячий ветер нес с поля запах прелой травы, наклоняя пламя Вечного огня, а она все стояла, как будто пытаясь вернуть беспощадное время...