Напомним, 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства РФ сообщил о предстоящих изменениях в пенсионном законодательстве, назвав их одновременно непростыми, но давно назревшими.
Возраст выхода на пенсию для мужчин предлагается увеличить с 60 до 65 лет в 2028 году, для женщин — с 55 до 63 в 2034-м. При этом изменения могут начать действовать уже с 1 января 2019 года.
«Демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства», — предостерег Дмитрий Медведев.
Тамбовские общественные деятели уверены, что необходимость в реформе назрела давно. Они ссылаются на зарубежный опыт и предлагают "понять и принять это как необходимость."
Владимир Пеньков, политолог:
- Во-первых, полагаю, что у нас нет оснований вести речь о проекте пенсионной реформы в России. Судя по опубликованным проектам документов, речь идёт не о реформировании как таковом, а о мерах по минимизации дефицита бюджета Пенсионного фонда, для чего предложено реализовать на «длинном плече» ряд мер.
Во-вторых, необходимо признать объективную потребность в преобразовании пенсионной системы, поскольку мы имеем дело с кардинальным изменением социального состава населения страны, прежде всего, по индикатору «работающие/неработающие». При всём скептицизме, звучащем из уст экспертов и обывателей, реально возрастает продолжительность жизни граждан России. Хотя, по непонятным для меня причинам, в аргументации не уделяется должного внимания оценке качества периода пожилого возраста, проще говоря, состоянию здоровья лиц «третьего возраста».
В-третьих, решение проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда могло бы пойти не столько по пути повышения пенсионного возраста, а через наращивание отчислений работодателей в ПФРФ. Но это, уверен, контрпродуктивно в нынешних финансово-экономических реалиях. Поэтому сделан крен в строну «повзросления» потенциальных пенсионеров. Думаю, что обсуждение конкретных цифр - это предмет общественной дискуссии. Кстати, если не ошибаюсь, профсоюзы свою позицию «по цифрам» уже заявили. Но широкий диалог может и должен быть продолжен. Сюда же отнесём и проблему гарантированных рабочих мест.
Ну, и в-четвёртых. В ходе дискуссии, то эмоциональной, то вялотекущей, убеждён, надо бы проанализировать причины неуспешности прежних пенсионных моделей. Нам необходимо понять, почему столь скромными оказались успехи «Зурабовщины», почему негосударственные пенсионные фонды (за исключением нескольких, созданных при крупных корпорациях) столь неэффективны в деле возведения земного рая для пенсионеров. Наконец, более предметно представить те результаты, которые в ближайшие 3-5 лет могут принести реальному пожилому человеку новации, предлагаемые в правительственных проектах. Ведь, если я правильно понял, главная цель - повышение уровня достатка пенсионеров.
И ещё. Меньше всего в ходе дискуссии хотелось бы слышать крайности: от «всё хорошо», до «всё плохо». Не нужно всё излишне политизировать. Надо обсуждать, понимая, что проблема пенсионной системы реальна, а рассматриваемый проект трансформации призван стать инструментом нормализации ситуации, как минимум, на полтора-два десятка лет. Итогом разговоров должно быть не «выпускание социального пара», а выработка оптимального и ответственного коллективного решения.
Решения, возможно, не популярного, но и не популистского...
Надежда Леонова, председатель Тамбовского регионального отделения организации «Российский Красный крест»:
- Повышение пенсионного возраста – необходимость, вызванная потребностями современной экономики. Изменилось качество жизни: рост продолжительности жизни, снижение смертности, изменение структуры занятости, рост качества жизни – все это привело к негативным последствиям для структуры трудовых ресурсов.
После официального установления действующего пенсионного возраста прошло более 60 лет, за это время произошли изменения в трудоспособности населения.
Сейчас сложились необходимые условия для решения задач по улучшению качества жизни людей. На это будут направлены новые меры по увеличению финансирования здравоохранения, образования, социальной сферы.
Правительство не просто повышает пенсионный возраст, а одновременно проводит работу по улучшению социальной системы, что приведет к повышению качества жизни.
Повышение пенсионного возраста произойдет не сиюминутно, а будет плавным: переходный возраст составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Это позволит получить возможность дольше работать, получать более высокий доход, соответственно и получать более высокую пенсию, самостоятельно обеспечивать себя и быть независимым.
Повышение пенсионного возраста в зарубежных странах произошло в 80-е годы 20 столетия.
В России, в результате негативных демографических изменений сложилась ситуация, которая неизбежно привела к повышению пенсионного возраста.
Мы должны понять и принять это как необходимость.
Роман Зелепукин, директор юридического центра «Гарант»:
- Происходящая пенсионная реформа – объективный ответ на современные социально-экономические вызовы, предопределенные сложившимися условиями и факторами. Во-первых, это реальное сокращение соотношения работающих и лиц, вышедших на пенсию. Во-вторых, это сокращение работоспособного населения. В-третьих, это необходимость роста различных социальных выплат. Игнорирование этих обстоятельств может повлечь за собой самые неблагоприятные последствия, спрогнозировать которые гораздо сложнее.
Тенденция увеличения возраста по страховым пенсиям не нова для зарубежного опыта, и многие страны уже прошли этот этап. У нас же пенсионная реформа сегодня запущена только в сфере государственной службы.
Нельзя не отметить, что Правительство Российской Федерации представило предложения по ратификации Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения не менее 40% замещения обеспечением по старости утраченного дохода.
Несомненным «плюсом» реформы должен стать ее плавный период. При этом отдельные условия сохранятся для работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностям, а также для педагогических, медицинских и творческих работников. Не коснется увеличение пенсионного возраста граждан, занятых на работе с вредными, тяжелыми условиями труда, и граждан, имеющим страховые пенсии в связи с социальными условиями (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, лилипуты (карлики)).