Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Чадо техники: чему и как учат в детском технопарке "Кванториум"Новость

Цифровое будущее намного ближе, чем мы думаем. И в этом можно убедиться, посетив детский технопарк «Кванториум-Тамбов», где мальчишки и девчонки со всей области создают удивительные вещи.
Занятия в детском технопарке ведутся по нескольким направлениям: «IT-квантум», «Космоквантум», «Промышленный дизайн», «Роботоквантум» и «Хайтекквантум». Например, юные инженеры в «Космоквантуме» могут познакомиться с основами астрономии, космической механики, программирования. А ребята из «Хайтекквантума» получат навыки работы на высокотехнологическом оборудовании, изучат основы инженерии и воплотят в жизнь самые смелые технические идеи.

Инновационный станок и аудиоколонка

На данный момент в детском технопарке «Кванториум-Тамбов» обучаются 800 школьников из области. Многие из них выбрали направление Хайтек.
Хайтек-цех — сердце детского технопарка с новейшим оборудованием — станком для лазерной резки и гравировки, 3D-принтерами, токарно-фрезерными станками с числовым программным управлением... Здесь можно изготовить практически любой предмет.
«Дети постепенно учатся, находят свои интересы. Начинаются первые занятия с изучения возможностей векторной графики. Затем школьники знакомятся с лазерной резкой, технологиями 3D-печати. Сейчас мы печатаем детали робота», — рассказывает педагог дополнительного образования Алексей Митрофанов.
Хайтек-цех делится на две зоны — «чистый цех» и «грязный цех». В первом располагаются современные компьютеры, на которых дети проектируют детали изделий и создают виртуальные модели. В другой, производственной, зоне находятся оборудование и инструменты.
Молодой наставник с радостью показывает результаты проектной деятельности своих учеников. Один из них — аудиоколонка, которую смастерил двенадцатилетний Лев Орехов.
«Мальчик очень увлечён электроникой. Лев отремонтировал старую китайскую колонку. Затем принёс динамик на 10 ватт, спросил, что с ним можно сделать. Я рассказал ему, что на выходе можно получить хороший звук, он заинтересовался и сам, просчитав все показатели, смастерил колонку с достаточно хорошим звуком», — поясняет Алексей Митрофанов, демонстрируя изделие.
«Обучаются у нас даже студенты. Например, учащиеся колледжа техники и технологии наземного транспорта им. М. С. Солнцева заканчивают очень интересный проект. Это станок с числовым программным управлением, который сгибает проволоку для создания различных объектов, например, лампы, часов, мебели. В октябре планируем завершить работу над этим проектом», — отмечает наставник «Хайтекквантума».
Такие инновационные работы не каждому под силу, однако педагоги подчёркивают, что практически любой ребёнок способен на маленькое чудо. Например, восьмикласснице Дарье Милосердовой занятия уже за два месяца дали многое.
«Занимаюсь я в «Хайтекквантуме» с мая этого года. В начальных классах увлекалась робототехникой, поэтому технические дисциплины мне интересны. Помимо векторной графики, я уже освоила многое — научилась паять, пользоваться станком лазерной резки. Пока занимаюсь в одном квантуме, но хотелось бы продолжить изучать ещё и программирование», — рассказывает школьница.

…И даже прототипы космических аппаратов

Одно из самых сложных направлений в детском технопарке — это «Космоквантум». Здесь создают прототипы космических аппаратов и модели ракет, познают на практике физико-математические основы космонавтики, 3D-моделирования, программирования, электротехники и радиотехники.
Школьники воплощают в жизнь свои проекты на современном оборудовании. Вот, например, специальный стенд, который состоит из модели Земли, токовой рамы, имитирующей магнитное поле Земли, и прожектора, выступающего в роли Солнца. Ещё ребята работают с учебным комплексом, позволяющим принимать сигнал со спутника, работать с полученными изображениями и обрабатывать данные.
Никита Беляев в команде с Константином Шульгиным и Валерием Скворцовым разрабатывают прототип космической станции. Несмотря на то, что каникулы в самом разгаре, они продолжают работу над проектом.
«Меня космос привлекает своей неоднозначностью, уникальностью. Здесь у меня есть возможность создавать реальные космические аппараты, изучать проблемы космоса. Поэтому в «Кванториум» хожу с удовольствием. Сейчас работаю над прототипом космической станции... Кем стать в будущем, я пока не определился, но думаю, перспектива стать ракетостроителем или инженером у меня есть», — говорит юный инженер Никита Беляев.
Каждый ученик может самостоятельно выбрать актуальную тему и в команде единомышленников создать полноценную инженерную разработку.
«Первоначально дети занимаются моделированием ракет из пенопласта, бумаги. На 3D-принтере печатают обтекатели и топливные отсеки. Этот процесс тоже непрост, так как внутри корпуса должен находиться сложенный определённым образом парашют, которому нужно вовремя раскрыться. Поэтому надо продумать всё до мелочей», — подчёркивает педагог дополнительного образования Виктория Лосева.
Наставник «Космоквантума» демонстрирует одну из самых интересных разработок кванторианцев — прототип космического аппарата, предназначенного для уборки мусора с околоземной орбиты.
«Этот наноспутник принёс ребятам победу в конкурсном отборе участников смены юных исследователей и изобретателей «Юниквант». По задумке ребят, этот CubeSat в отличие от других наноспутников будет раскрываться подобно зонтику и захватывать мелкий космический мусор. За данный проект наших детей наградили поездкой в детский лагерь «Артек»», — делится наставник.
В технопарке обучается много талантливых и заинтересованных наукой детей. Так, команда девочек из «Космоквантума» разрабатывает обучающее приложение, в котором с опорой на физические и химические законы космоса можно будет создать собственную планетарную систему.
Детский технопарк «Кванториум–Тамбов» — это новый формат дополнительного образования детей. Если на уроках физики и математики школьники оттачивают теоретические знания, то занятия в детском технопарке дают возможность познавать научные факты на практике.
Такие инновационные занятия помогают детям шагнуть в цифровое будущее не с пустыми руками. С ранних лет, изучая основы конструирования, программирования, дизайна, ребята могут стать первоклассными специалистами в любой отрасли.
Авторы: