Сторожевыми могут быть не только, скажем, башни, но и… лимфатические узлы. Есть такое профессиональное выражение – сторожевой лимфатический узел. Онкологи называют так лимфоузел, первый от опухоли. Для чего нужно знать его расположение?
«Особенности развития онкопомощи последних лет, прежде всего – ранняя диагностика, позволяющая обнаружить опухоль молочной железы, когда она ещё имеет малые размеры и не поражены лимофоузлы, даёт возможность проводить операции в редуцированном объеме и не удалять, как это делалось ранее, лимфоузлы», - говорит заведующий 1-м онкологическим отделением тамбовского онкодиспансера Сергей Барсуков.
В организм пациента вводится специальное вещество, «помечающее» лимфоузлы, и во время операции врач с помощью специального датчика обнаруживает сторожевой лимфоузел, удаляет его и направляет на срочный анализ, который должен показать, есть ли в нем метастазы или нет. Если метастазов нет, то остальные лимфоузлы не удаляют, если обнаружены, то операцию проводят далее в полном объёме.
«Есть несколько методик определения сторожевых лимфоузлов, например, ранее это делали с помощью специальных красителей, а последние десять-пятнадцать лет применяются радиоизотопы. Теперь такой метод стали использовать и мы. Применять эту методику можно примерно у двадцати процентов пациентов, и в среднем двум третям можно будет делать редуцированную операцию», - рассказывает Сергей Барсуков.
Как говорят медики, именно удаление лимофузлов даёт наиболее тяжёлые и болезненные последствия: от истечения лимфы до постоянных отёков руки и нарушения ее подвижности. Применение редуцированной операции сводит эти последствия к минимуму. Сейчас по новой методике уже прооперировано девять человек, результаты операций врачей устраивают.
Важнейшим условием для проведения исследования лимфоузлов является наличие сертифицированной радиоизотопной лаборатории. Незадолго до операции пациент в организм пациента вводится специальный раствор, который попадет в лимфатическую систему и делает лимфоузлы видимым, для специального оборудования, конечно, медики хорошо видят расположение узлов на мониторе, но определить наличие метастаз на экране нельзя. Во время операции с помощью специального датчика врач быстро обнаружит сторожевой узел, и будет проведено его исследование.
Датчик хранится в специальном сейфе – это требование радиационной безопасности, поясняет врач рентгенолог Ольга Колобовникова. Да и стоимость этого оборудования такая, что, с обывательской точки зрения, тоже требует сейфа. Лежит датчик в особом чемоданчике, при виде которого, разумеется, вспоминаются всякие другие, не менее важные чемоданчики… В общем, то этот чемоданчик ничуть не менее важен, чем те, что с ядерной кнопкой, может, этот даже важнее, потому что, в отличие от «кнопки», имеет единственную задачу- спасение здоровья и жизни человека.
«Новую методику освоили и применяем успешно, первые результаты говорят в пользу ее применения. Конечно, мы бы не могли и мечтать об этом, если бы не региональный проект развития онкопомщи в рамках проекта «Здравоохранение», именно в рамках этого проекта приобретено оборудование для определения сторожевых лимфоузлов», - говорит заместитель заведующего онкодиспансером по медицинской части Андрей Иванников.
В ближайшее время использование этого оборудования расширится: тамбовские онкологи намерены освоить методику определения сторожевых лимфоузлов при лечении меланомы.