Только в областном центре пассажирские перевозки ежедневно осуществляются по более чем семидесяти маршрутам. Садясь в автобус или маршрутку, все мы мечтаем побыстрее добраться из точки «А» в точку «В». Но порой это не осуществимо, и пробки, образующиеся на дорогах в час-пик, здесь не причём. Многое зависит от технического состояния транспорта, выходящего на линии.
Слабое звено
Как сообщили в управлении ГИБДД УМВД России по Тамбовской области, на начало текущего года на учёте здесь состояло 3875 автобусов, которые эксплуатируются на дорогах региона. Лишь полторы тысячи из них были выпущены менее десяти лет назад, остальные с полным правом можно отнести к старой технике. Однако предельный «возраст» автобусов, задействованных в пассажирских перевозках, за исключением школьных автобусов, законодательно не определён, поэтому каждый владелец решает сам — пора ли транспорт сдавать в утиль и приобретать новый или тот ещё «побегает» по маршруту.
- Стоит признать, что за последнее время большинство предпринимателей обновили парк своей техники. Исключение в основном составляют автобусы, которые используются на убыточных направлениях, - говорит начальник отделения управления ГИБДД, майор полиции Антон Сороковов. - Во время рейдов на автовокзале мы неоднократно выявляли технические неисправности в ПАЗиках, которые обслуживают маршруты «Тамбов-Знаменка» и «Тамбов-Жердевка». До их устранения вводился запрет на использование автотранспорта в пассажирских перевозках. Призвать к ответственности мы можем, только выписав протокол. И так за каждое нарушение. Многих предпринимателей именно они подстёгивают к приобретению новой техники.
Как сообщили в Госавтоинспекции региона, сегодня в коммерческих перевозках на Тамбовщине задействовано около двух тысяч автобусов. Спецоперация «Автобус», проводимая в течение года в два этапа, а также ежедневные оперативные рейдовые мероприятия позволяют ежемесячно выявлять около 300-400 нарушений. Это как мелкие технические неисправности, так и грубые, которые могут стать причиной ДТП.
- Раньше оценка состояния транспортного средства проводилась визуально и по понятным причинам определить грубые технические неисправности было крайне сложно, - констатирует Антон Николаевич. - В основном специалисты имели дело с неработающими световыми приборами, очистителями стёкол или дверьми, недоукомплектованием аптечек. В декабре прошлого года по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы получили оборудование, которое позволяет быстро проверить работоспособность рулевой, тормозной и выхлопной систем автобуса.
Проверка автотранспорта благодаря новой аппаратуре стала более глубокой и детальной. Обнаружение какой-либо неисправности служит поводом проверить транспорт по всем заявленным параметрам, в результате подчас вскрываются более серьёзные нарушения. Уже за январь-февраль текущего года, по словам Антона Сороковова, в ходе рейдов были выявлены 25 автобусов, работавших на маршрутах с неисправным рулевым управлением.
Люфт рулевой рейки в них был больше 20 градусов, установленных ГОСТом на автобусы. Из-за чего водитель не мог вовремя среагировать на опасность, возникшую на дороге. Такие транспортные средства небезопасны не только для пассажиров, но и для других участников дорожного движения, эксплуатировать их запрещено.
До недавнего времени с такими приборами, которые теперь есть в распоряжении инспекторов, работали преимущественно эксперты техосмотра. Сотрудники ГИБДД имели возможность лишь изредка использовать их в ходе крупных рейдовых мероприятий.
А в минувшем году специалистами в общей сложности было осмотрено около шести тысяч автобусов, причем некоторые — по несколько раз. Более 3900 водителей привлечены к ответственности. В 88 случаях были внесены изменения в конструкцию автобусов, выявлены 283 факта управления пассажирским транспортом с неисправными тахографами или вообще без них. Почти 500 должностных лиц понесли заслуженное наказание.
В зоне особого внимания
В 2019 году на Тамбовщине по вине водителей автобусов произошло 27 ДТП. Как показал анализ, значительную их часть можно было предотвратить, если бы водители соблюдали дистанцию, пересекали перекрёстки только на зелёный свет, не разговаривали за рулём по телефону, следовали правилам расположения на проезжей части, а также закрывали двери на остановках, а не в ходе движения. Чтобы поймать нарушителей «с поличным», тамбовские автоинспекторы с лета прошлого года стали активно использовать скрытое патрулирование.
Все нарушения, что допустил водитель, записываются на видеорегистратор, который уставновлен в легковушке, следующей по маршруту движения автобуса. Не имея опознавательных знаков Госавтоинспекции, она теряется в потоке других машин, и водители, не зная, что за ними наблюдают, ведут себя как обычно. Зачастую наказание настигает их уже на конечной маршрута...
Камеры, установленные в городе, оказывается, тоже помогают выявить нарушителей. В основном при подробном анализе изображений, полученных с них, удаётся установить водителей автобусов, пренебрегающих правилами проезда перекрёстков или скоростным режимом.
Подчас уже при детальном осмотре пассажирского транспорта в таких ситуациях проверяющие констатируют неисправность спидометра. А в автобусах, задействованных на междугородних маршрутах, одно из самых частых нарушений — отсутствие прибора контроля труда и отдыха. Подобные факты в ходе рейдов фиксируется практически еженедельно.
- Согласно законодательству юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автобусов пригородного и междугороднего сообщения, должны оснастить их тахографами, - напоминает Антон Сороковов. - Исключение сделано только для автобусов, работающих на городских маршрутах.
Бывает, и обратная ситуация, когда автобус тахографом оборудован, а вот карты водителя, которая является неотъемлемым условием качественных пассажирских перевозок, нет. Подобные факты, например, недавно были выявлены у автобусов, следовавших по маршруту «Воронеж-Тамбов» и «Махачкала-Москва».
- Высокая утомляемость водителей, как показывает практика, нередко становится причиной аварий. Режим труда, при котором водитель через каждые четыре часа, проведенных за рулём, должен обязательно отдыхать, на длинных маршрутах при отсутствующей карте водителя соблюдается постольку-поскольку, - говорит Антон Сороковов. - Например, водитель из Дагестана признался, что из полутора суток, проведённых в дороге, он отдыхал раза два, не больше.
Регулярные рейды, проводимые сотрудниками Госавтоинспекции, попутно обозначили и проблему «скрытых перевозок». Физические лица, нанятые свинокомплексами, доставляют на своих автобусах селян к месту работы и по домам, не имея на то соответствующих документов. Благодаря эффективной надзорной деятельности ГИБДД такие перевозчики сейчас уже выведены «из тени». Вообще физические лица с недавних пор стали активными участниками пассажирских перевозок.
- Когда останавливаем автобус, принадлежащий физлицу, часто приходится слышать отговорки типа, «везу друзей», если в салоне многолюдно, или «это для личного пользования», если пассажирская часть заставлена коробками. Доказать факт коммерческой деятельности при детальном осмотре транспорта или опросе свидетелей не составляет труда, - поясняет Антон Сороковов. - Поскольку такие случаи в России участились повсеместно, в приказ Минтранса №273 были внесены изменения, согласно которым тахографы, определяющие режим труда и отдыха, должны устанавливаться и на автобусах, принадлежащих физическим лицам.
Водители сейчас в дефиците
На сегодняшний день подготовку водителей категории «D», которые могут управлять автобусами, осуществляет лишь незначительная часть автошкол, работающих в регионе. Поэтому не удивительно, что за опытными водителями компании и индивидуальные предприниматели, владеющие автобусным парком, выстраиваются буквально в очередь, а в сельских муниципалитетах эта должность порой подолгу остаётся вакантной, особенно когда речь идёт о школьных автобусах, где к водителям предъявляются более строгие требования.
Казалось бы, выдержав экзамен, водитель должен им соответствовать, а вот и нет. Как рассказал начальник отделения управления ГИБДД, майор полиции Антон Сороковов, за последние полгода особенно отличился Уваровский район и город Уварово, где было зафиксировано пять фактов нарушения процедуры медицинского освидетельствования водителей автобусов.
Сотрудники лечебного учреждения ставили отметку о медицинском осмотре водителя заранее, не дожидаясь его выхода на линию, а один из медработников вообще проводил освидетельствование у себя на дому, что также запрещено. Не удивительно, что при таком подходе у водителя, которому на школьном автобусе поручили отвезти детей в областной центр, были выявлены признаки алкогольного опьянения. От медицинского освидетельствования, будучи остановленным на трассе, он тогда отказался, но факт остаётся фактом. Своё наказание мужчина уже получил, к ответственности привлечено и медучреждение.
Техосмотр по-новому
8 июня вступят в силу поправки, внесённые в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств». Впредь сотрудники ГИБДД вновь станут участвовать в техосмотре автобусов, как это уже было до 2010 года. Такое решение принято из-за возросшего числа «липовых» осмотров. Каждый автобус будет подвергаться тщательному осмотру с использованием современной аппаратуры, в том числе полученной по профильному нацпроекту.
Как отметили в региональном управлении ГИБДД, автобусы будут проходить техосмотр по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Там не только прописаны требования к автобусам, но имеется перечень неисправностей, при которых их эксплуатация запрещена.
За последнее время специалистами зафиксировано не менее десяти фактов нарушения юридическими лицами правил проведения техосмотра. Так, при проверке автобусов было установлено, что диагностические карты, выданные им в Хабаровске и Приморском крае, были получены незаконно. По камерам сотрудники ГИБДД установили, что эти транспортные средства не покидали Тамбовскую область. Все дела направлены в суд.