Госдума 26 января приняла в первом чтении поправки к избирательному законодательству, регулирующие правила дистанционного электронного голосования. Дистанционное электронное голосование или ДЭГ — это система, с помощью которой избиратели могут проголосовать на выборах через интернет без использования бумажного бюллетеня.
Еще недавно организованное таким способом голосование было экспериментом. С окончательным принятием закона ДЭГ станет нормой для всех регионов России. Некоторые эксперты отмечают, что законопроект содержит лишь базовые принципы электронного голосования, а возможность выпускать дополнительные регулирующие документы оставлена избиркомам. При этом проект не регулирует наблюдение и общественный контроль за ДЭГ.
Об этих изменениях и чем они могут обернуться для тамбовских избирателей мы спросили у экспертного сообщества Тамбовской области.
Валентин Миронов, заместитель председателя Общественной палаты Тамбовской области особенно подчеркивает, что законопроект предусматривает обязательную процедуру идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также предусматривается анонимизация результатов волеизъявления, их шифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения.
Эксперт называет законопроект актуальным и своевременным, так как дистанционная форма голосования очень удобна, обеспечивает полную безопасность жизни и здоровья в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
Татьяна Казакова, руководитель рабочей группы по мониторингу избирательных прав граждан и общественному наблюдению Общественной палаты Тамбовской области соглашается с теми экспертами, которые требуют при принятии законопроекта о проведении ДЭГ предусмотреть четкий, выверенный алгоритм общественного контроля за ходом его проведения, подсчётом голосов и установлении итогов голосования.
«Это совершенно правильная позиция и экспертное сообщество будет принимать самое непосредственное участие в обсуждении этих процедур», - говорит Татьяна Васильевна.
Антон Бибаров-Государев, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», исполнительный директор – руководитель Аппарата Тамбовского реготделения АЮР не видит никаких глобальных рисков в дистанционном электронном голосовании.
«Во-первых, выбор за дистанционным электронным голосованием всегда остается за избирателем. Во-вторых, маломобильным или не очень активным людям ДЭГ помогает проголосовать, не выходя из дома. В-третьих, применяемые в ДЭГ технологические средства максимально обеспечивают тайну голосования», - рассуждает эксперт. Мы привыкли делать онлайн-платежи и хранить свои личные данные на сайте Госуслуг, мы доверяем свои финансы кредитным организациям, но некоторые до сих пор видят в ДЭГ поле для фальсификаций. Все заявления о нелегитимности дистанционного голосования исходят от незнания процедуры» - заявил Антон Петрович.
Позиция тамбовских экспертов согласуется с позицией экспертов федеральных.
Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием подчеркивает, что экспертное сообщество предлагает Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. «В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование», - заявил Григорьев.
В каком виде предстанет ДЭГ у нас в регионе станет понятно после вступления поправок к закону в силу. Однако, уже сейчас ясно, что законопроект будет приниматься с учетом мнения экспертного сообщества, что добавляет уверенности в его последующем эффективном применении.
Антон Мартынов
Читайте также: Милосердие как образ жизни