Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Тамбовская учительница вышла на пенсию и стала художницей

Общество
Фото: Фото из личного архива Инны Федориновой

Детство у Инны Петровны Федориновой было счастливое, потому что детство другим редко бывает, но не богатое — в середине пятидесятых годов на селе жили небогато. Так что фотографировались очень редко — вот и нет у неё снимков родного дома. А с годами всё больше хочется рассказать о том давнем прошлом своим детям и внукам, да хорошо бы ещё и показать. Вот только деревни той уже нет... Но Инна Петровна всё-таки придумала, как устроить младшему поколению экскурсию в прошлое, — она рисует. И пусть рисунки не передают с документальной достоверностью обстановку, но они передают настроение, и это главное. Инна Петровна нарисовала дом, прялку, комнату с печкой, работу на свекловичном поле, но так, будто это сон или воспоминание, в которых многое туманно и неуловимо. Особенностью же сна — и таких вот рисунков — является то, что при видимой неточности они очень точно попадают в цель — в самую душу.
«ПОНЯЛА, ЧТО НАРИСОВАЛА ХОРОШО!»
А сны Инна Петровна всегда, с детства, видела цветные, да такие яркие, что хотелось нарисовать. Да, рисовать она любила с детства, и, кажется, у неё получалось — она хорошо помнит, как в первом классе нужно было нарисовать бабочку, и её бабочка была большая, почти на целый альбомный лист.
«Учительница тогда мой рисунок взяла, другой учительнице показала, и я поняла, что нарисовала хорошо и им понравилось. Это ощущение одобрения очень запомнилось!» — рассказывает Инна Петровна.
Рисунки её и на школьных выставках бывали, и стенгазету она оформляла. Но когда пришло время выбирать профессию, предпочла что-то более основательное и поступила в педагогический институт на иняз, стала учителем французского и немецкого. После окончания института работала в школе в Большой Ржаксе, и способности к рисованию ей неожиданно пригодились.
«На первом этапе изучения иностранного языка дети ещё не знают алфавита, не могут записать слова, но запоминать и учить надо, и тут на помощь приходят картинки. В школе были разные дидактические материалы такого рода, но всё же картинок не хватало. Вот я и стала рисовать», — рассказывает Инна Петровна.
Через три года они с мужем и дочерью переехали в Ржаксу, но там учителей иностранного языка хватало, так что ей удалось только один год поработать по специальности, заменяя коллегу, находившуюся в декрете, а потом пришлось идти воспитателем в интернат. Работа там была по-своему интересная: дети разного возраста и предметы, по которым вместе с воспитателем готовили уроки, тоже разные, а занятия нужно было придумывать такие, чтобы всем было интересно, так что снова вспомнились навыки рисования. А уж когда Инна Петровна стала воспитателем в группе продлённого дня, рисование сделалось одним из любимых занятий ребятишек — иллюстрировали сказки, устраивали выставки и т. д.
Всё это время Инна Петровна оставалась, как говорится, самоучкой, но со временем возможность немного подучиться всё-таки появилась: когда согласилась работать учителем начальных классов, нужно было пройти курсы по таким предметам, как физвоспитание, музыка и ряд других, в том числе и изобразительное искусство.
«Очных занятий было немного, но всё-таки с натуры рисовали, получили представление о перспективе и о том, как её показать», — вспоминает Инна Петровна.
Рисование было и остаётся одним из любимых детских занятий, так что на эти уроки дети всегда шли с интересом. Но Инна Петровна не ограничивалась только обучением изображению предметов и сюжетов, а старалась воспитывать у детей вкус, прививать любовь к прекрасному, учить разбираться в искусстве. Разработала она и комбинированную программу «Родничок»: ребята знакомились с русскими традициями и обычаями, народными промыслами и, конечно, рисовали, осваивая основы городецкой и мезенской росписи. У Инны Петровны были специальные пособия именно по этим видам росписи, так что всё делали по правилам, и это было так увлекательно, что она и сама не раз бралась за кисточку.
ВОЗЬМИТЕ В РУКИ КАРАНДАШ!
Тогда ей казалось, что вот уйдёт на пенсию — и только и будет, что рисовать. Но в действительности оказалось, что для рисования нужны не только альбом, краски и время. Прежде всего — желание и настроение, а вот его-то и не было. «Пенсионный стаж» Инны Петровны приближался уже к двум годам, когда она случайно встретила на улице директора центра социальных услуг Светлану Александровну Дякину, а та рассказала, что в центре начинается артпроект, пригласила: «Приходите!»
«Занятия вёл наш местный художник-декоратор Валерий Дякин. Вначале учились рисовать карандашом, потом перешли на акварель, гуашь, узнали разные приёмы работы с этими красками», — вспоминает Инна Петровна.
Несмотря на немалый опыт рисования, ей не было скучно на этих занятиях. Наоборот — очень интересно. Первой самостоятельной работой участников артпроекта был «портрет» волка из «Ну, погоди!». Да, не слишком-то серьёзно, зато почти у всех получилось, и что интересно — у всех по-разному. Потом-то были работы посложнее, и с натуры рисовали.
Инна Петровна не ограничивалась только «учебными» работами, она и сама находила темы и сюжеты. Однажды решила скопировать часть картины Зинаиды Серебряковой «Завтрак» — ту, которую можно считать натюрмортом. Получилось очень неплохо.
А там и успех пришёл. Вскоре после окончания артпроекта состоялся областной летний праздник «Абакумовская рыбалка», в котором принимали участие все учреждения соцзащиты, в том числе и ржаксинцы. Среди материалов, рассказывающих о работе центра социального обслуживания, были и работы Инны Петровны. А когда в областной Думе устраивали специальную выставка работ самодеятельных художников, там также была представлена её картина. Две работы уехали во Францию — их подарили представителям социальных служб этой страны, посещавшим область.
Она с радостью дарит свои картины друзьям, знакомым, есть несколько её работ и в центре соцобслуживания. А когда ржаксинские пенсионеры-активисты ездили в гости в Токарёвский дом-интернат для престарелых, то среди подарков были и её картины.
ВЗГЛЯД ЗА ГОРИЗОНТ
Сейчас Инна Петровна не только сама рисует, но и увлекла рисованием соседку, а та ведь, в отличие от неё, к рисованию склонности никогда не чувствовала, но тоже увлеклась. Ну а Инна Петровна осваивает новые техники — решила попробовать рисовать акрилом. Приёмы работы с акрилом совсем не такие, как с гуашью или, тем более, с акварелью, он чем-то напоминает масляные краски. Попробовать новую технику Инна Петровна решилась не сразу — было интересно, но останавливали соображения материального характера. В итоге интерес возобладал. Но и про акварель она не забывает, совершенствовать навыки помогает самоучитель рисования акварелью. Такой самоучитель купила для себя дочь, которой передались умение рисовать и любовь к этому занятию, а Инне Петровне он тоже пригодился.
Один из важных положительных моментов, которые она видит в увлечении, — оно позволяет развиваться, совершенствоваться, узнавать и осваивать новое. Это нужно и важно в любом возрасте, но с годами, когда появляется соблазн сказать, что знаешь и умеешь достаточно, ещё более важно продолжать двигаться вперёд, вот и у Инны Петровны впереди цикл работ «Родной край» и освоение новых техник.
«А ведь в начальной школе рисованию неслучайно уделяется довольно много внимания. Когда ребёнок — вообще человек — рисует, у него активно работают не только руки, но и мозг. Моторика, координация, восприятие цвета — рисование способствует развитию и поддержанию этих навыков», — говорит Инна Петровна.
Ну и всё-таки самое важное — рисование даёт возможность выразить себя, остановить даже не мгновение, а впечатление или воспоминание. Для «картинок из детства», которые станут иллюстрациями к написанным вскоре после выхода на пенсию воспоминаниям, у Инны Петровны есть специальный альбом, а дымку времени, окутывающую прошлое, лучше всего передают акварельные карандаши. Но карандаш и лист бумаги для неё, не только способ оживить прошлое, но и своего рода письмо в будущее, тот взгляд за горизонт, что придаёт силы и питает интерес к жизни.
Авторы: