Что такое бальный танец – спорт или искусство? Вопрос логичный, но бессмысленный. Потому что здесь соединились фантазия балетмейстера, мастерство хореографа и отличная физическая форма танцоров, за которую отвечает тренер по физподготовке.
Анатолий Лукичев для ребят был и остается не просто тренером, а настоящим учителем жизни, которому можно было довериться во всем, и каждый себя чувствовал с ним как за каменной стеной. Он много требовал и при этом вселял уверенность в будущем успехе на любых соревнованиях. А путь, который прошли «Цвета радуги» за три десятка лет – это уникальная эпопея блестящих побед и трудных решений, по истине - путь через тернии к звездам. И на всероссийском, и даже мировом танцевальном небосклоне тамбовские звезды надолго оставляют свой свет.
Лед на подоконнике и огонь на паркете
30 лет – немалый срок, как пела «Машина времени». Миг для истории, но для человека – почти целая жизнь в своей профессии. С «Цветами радуги» преподаватель физвоспитания ТИХМА Анатолий Лукичев познакомился случайно.
Просто пробегали мимо красивые девушки, что занимались в ансамбле бального танца, который в 1991 году начал о себе громко заявлять. Своего помещения у коллектива не было, и ребята занимались в рекреации института на втором этаже.
Но, конечно, не только симпатичные девушки сыграли свою роль, страсть и особая магия танца не могли не привлечь интерес к этой настоящей команде единомышленников. И когда директор ансамбля Сергей Прохоров сделал предложение опытному тренеру стать частью этой команды, он даже не раздумывал.
Все были молоды, полны энергии и желания доказать, что они смогут добиться победных результатов.
- Это было заразительное желание – заняться новым необычным делом, чтобы удивить всех и себя в первую очередь, но мы знали и видели в команде этот потенциал. Тогда еще в коллективе не было младших и детских групп, а был только основной состав, но это были 18-20-летние энтузиасты с огнем в глазах. И главное, - это была команда. А в команде присутствовал особый дух и настоящая воля к победе, которые мы поддерживали, развивали и именно это является основой коллектива до сих пор, - считает Анатолий Лукичев.
В то время в танцевальном спорте, собственно самой спортивной подготовке уделялось не самое большое внимание. Но тамбовские «Цвета радуги» здесь, можно сказать, создали свою систему подготовки спортсменов. Именно спортсменов, потому что Анатолий Иванович, сам будучи мастером спорта по военному многоборью, смог увлечь ребят и легкой атлетикой, и фитнесом, и даже гимнастикой.
А самым главным для него было научить подопечных собрать волю в кулак перед выступлениями, победить страх перед выходом на площадку с многотысячными трибунами, не оробеть перед строгими судьями и превзойти самых сильных конкурентов.
При этом стоит отметить то, что условия для занятий у «Цветов радуги» были далеко не самые комфортные по сравнению с конкурентами из других городов России, не говоря уже о танцорах из стран Европы. И если, например, у ансамбля из нефтедобывающей Тюмени был свой танцевальный центр с бассейном, тренажерными залами, со своими врачами и поварами, то наши ребята часто были вынуждены репетировать в холодном зале, когда на подоконниках блестел лед, а руки мерзли без варежек.
- Это был действительно путь через тернии к звездам. Но все эти трудности закаляли характер команды. Ты можешь быть прекрасным танцором, настоящим виртуозом в этом деле, но если ты психологически не готов к выступлению, то результата не будет. И в этом задача тренера – сделать так, чтобы спортсмен был всегда психологически готов. Страх свойственен любому человеку, но он парализует волю и его надо уметь перебороть. И спортсмен должен владеть определенными психологическими приемами, которым никто не научит, кроме тренера-наставника, - уверен Анатолий Иванович.
- В жизни коллектива всякое бывало. И порой хороший танцор не мог выйти на сцену, а его товарищ, уступавший в мастерстве, но готовый психологически, ловил такой кураж, что преображался на паркете до неузнаваемости. И ансамбль побеждал к удивлению всех соперников.
- Анатолий Иванович, а вы строгий тренер?
- Признаюсь, что нет. У нас чемпионом по строгости была художественный руководитель Лена Дегиль. И эта строгость была оправдана. А я действовал «пряником» - хвалил, подбадривал, но сачковать все равно не давал никому. Вообще, наш коллектив – это настоящая танцевальная семья, со своими сложностями и переживаниями. Кто-то из ребят был старательным отличником, а кто-то, что называется, оторвой, за которым нужен глаз да глаз, но на то ты и тренер, а значит и воспитатель, чтобы уравновесить эту энергию направить на результат. Потому что, не по словам твоим, а по результатам соревнований определяется уровень и статус ансамбля.
… На Чемпионат мира по спортивным бальным танцам в Берлин ансамбль ехал три дня. Долгий путь преодолели на автобусе, успев прибыть за три часа до выхода на паркет. Стоит ли уточнять, что долгая дорога, когда затекают ноги и невозможно сменить позу, вряд ли способствует хорошему тонусу для ответственного выступления. Но у Анатолия Лукичева был свой метод приведения коллектива в надлежащую форму. Пробежка, разминка по всем правилам даже удивила коллег из других стран. Но потом тамбовские ребята вышли на паркет и всех поразили своим искрометным выступлением, сорвав бурю аплодисментов, получив высокие оценки судий и статус вице-чемпионов. Потом эти спортивные методы подготовки танцоров стали брать на вооружение как зарубежные, так и отечественные коллективы. А «Цвета радуги» в свою очередь брали полезный опыт у своих коллег и в этом, как убежден Анатолий Лукичев, важнейшая ценность таких соревнований. А то, что «Цвета радуги» двенадцать раз становились чемпионами России, финалистами чемпионатов мира, а также удостоились звания вице-чемпионов Европы, говорит о том, что выработанная в нашем тамбовском коллективе система подготовки спортсменов, включая преемственность поколений, оказалась оптимальной и перспективной.
- Но здесь играет роль не просто физическая подготовка, мастерство балетмейстеров и хореографов, огромная организационная работа. Не менее важны и чисто человеческие взаимоотношения,- говорит Анатолий Иванович, - повторю – это наша семья. И когда ребята тебе доверяют, готовы поделиться с тобой самым сокровенным, ждут твоего совета, ты просто не можешь их подвести. И они в свою очередь не могут подвести тебя. Здесь возникает особая психологическая связь, особая энергетика, рождающая волю к победе.
- В прошлом году вы оставили тренерскую работу в «Цветах радуги», но на пенсионера вы точно не похожи! Не рано ли было расставаться с таким коллективом?
- Годы не отменишь и уходить нужно вовремя. Я, конечно, могу теоретически объяснять ребятам, что и как надо делать, как разминаться, какие упражнения выполнять. Но, к сожалению, уже не могу делать это вместе с ними, не смогу быть рядом на всем маршруте разминки, а тренер должен не просто рассказать, а именно показать. И только так вести за собой. А иначе я просто не смогу, это было бы нечестно перед моими ребятами. Что и говорить, расставаться тяжело. Но я и не расстаюсь с ними, потому что слежу за всеми выступлениями ансамбля и переживаю за них.
- Но время диктует и новые требования, разве не так?
- Безусловно. И ансамбль соответствует времени. Появляются новые талантливые танцоры, новые постановщики с подходами нынешнего времени, как, например, балетмейстеры Максим Савостин и Екатерина Логина. Я верю в успех ансамбля, в его счастливое будущее и желаю ему этого успеха. А психология достижения результатов уже хорошо известна – ведь мы ее вырабатывали сами…