Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

«Оркестр детства» — гид по миру музыки: юные музыканты со всей страны повысили свой профессиональный уровень в ходе профильной смены

Общество
Фото: Фото предоставлено Анастасией Ступиной

Тематическими сменами в оздоровительных лагерях Тамбовщины сейчас уже никого не удивишь, но та, что проводится в котовском «Костре», и среди них — особенная. Из привычного распорядка дня в ней разве что ранняя побудка, приём пищи по часам, тихий час и отбой. Всё остальное время ребята, которые прошли строгий отбор, прежде чем приехать сюда, посвящают профессиональным занятиям музыкой. Итогом их кропотливой каждодневной работы под руководством наставников в рамках творческой академии «Оркестр детства» по традиции становится гала-концерт. С ним выступают дважды: непосредственно в лагере и на открытой площадке дома-усадьбы Асеевых в Тамбове. В этом году он получился как никогда ярким и запоминающимся, а восторженные отзывы о нём до сих пор гуляют по соцсетям.
РАСКРЫВАЯ ТАЛАНТЫ
И это неудивительно, ведь детский оркестр, сформировавшийся в ходе профильной смены, в этом году самый массовый за всю историю творческой академии, которая насчитывает уже тринадцать лет. Партии на народных инструментах в нём исполнили более 70 юных музыкантов. Среди них были представители областного центра и Мичуринска, районов Тамбовщины, Москвы и Подмосковья, Липецкой и Свердловской областей, Санкт-Петербурга, Казани, Челябинска и даже Республики Саха (Якутия). Столь широкая география участников говорит о высокой популярности этой образовательной площадки, которая появилась в нашем регионе по инициативе лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов, дирижёров Тамбовского академического симфонического оркестра Алексея Моргунова и Алексея Артемьева. Поначалу «Оркестр детства» во многом состоял из воспитанников детской музыкальной школы № 2 имени
В. К. Мержанова Тамбова, в дальнейшем к ним присоединились музыканты из других городов Тамбовщины и российских регионов, в том числе и отдалённых.
Преподаватель народного отделения Мичуринской детской музыкальной школы имени С. В. Рахманинова Анастасия Ступина дополнила «педагогический дуэт» двух Алексеев — Моргунова и Артемьева — девять лет назад. С тех пор в летней творческой академии они вместе работают над концертной программой, проводят репетиции, помогают юным музыкантам обрести новые исполнительские навыки и знакомят их с поистине необъятным миром музыки. Воспитатели и вожатые к этому миру, кстати, тоже имеют самое непосредственное отношение.
«Основная масса заявок на участие в смене поступает от «народников», ведь у нас оркестр народных инструментов. Но в этом году, помимо них, в состав коллектива вошли два пианиста, — отмечает Анастасия Ступина. — В оркестре они смотрелись гармонично, тем более что все партии под них мы заранее адаптировали. Юные музыканты, играющие на деревянных духовых инструментах, также были востребованы».
В отличие от прошлых лет, в этом организаторам впервые пришлось проводить предварительное прослушивание музыкантов — потенциальных участников смены. Педагоги оценивали уровень исполнительского мастерства, степень владения инструментом с тем, чтобы выбрать репертуар и предложить каждому «удобную» партию, исходя из его навыков и возраста. Раньше все эти организационные моменты решались в начале смены, но тогда детей в ней было около сорока. А в нынешнем оркестре их оказалось почти в два раза больше!
ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Репертуар, который в течение трёх недель, что длится смена в «Костре», разучивают юные музыканты со всех концов России, не знаком им. Детские оркестры крайне редко играют такую программу. В этом году, как и в предыдущие, выбор руководителей творческой академии пал на шедевры мировой классики — сюиту из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, произведения Петра Чайковского, Виктора Гридина и других известных композиторов, над чьей музыкой не властно время.
Распорядок дня в лагере был составлен таким образом, чтобы детей ничего не отвлекало от разучивания новых партий, многочисленных репетиций, повышающих уровень исполнительского мастерства и делающих игру на инструменте более техничной. «Индивидуальные занятия у нас сменялись групповыми, во время которых старшие дети помогали младшим освоить новые навыки игры; с ребятами, поделенными на небольшие группы, также занимались педагоги. А ближе к полудню все собирались на общую репетицию оркестра на обновлённой сцене лагеря. После реконструкции на ней теперь потрясающая акустика», — рассказывает Анастасия Ступина.
Различными репетициями была наполнена и вторая половина дня. В общей сложности ребята занимались на музыкальных инструментах около восьми часов(!) в сутки, но, несмотря на напряжённый график, никто не жаловался на усталость и не отлынивал от занятий — все знали, ради чего они записались в творческую академию и какого исполнительского уровня в будущем хотят добиться. И пример, подтверждающий, что терпение, труд и талант обязательно приведут к успеху, все эти дни был перед глазами, поскольку в профильной смене наравне с одарёнными учащимися музыкальных школ принимали участие победители престижных международных и всероссийских музыкальных конкурсов.
Между тем к каждому музыканту независимо от уровня подготовки в творческой академии индивидуальный подход. Это позволяет быстро определить его сильные стороны и развивать их, попутно «подтянуть» слабые. Исполнитель — неважно, на каком инструменте он играет, — должен быть всесторонне развит. Кстати, это одна из причин включения в программу смены «литературных вечеров», на которых дети и взрослые, собравшись вместе, читают вслух произведения классиков. Они были одинаково интересны и младшим школьникам, и подросткам.
ЮНЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ
В этом году Мичуринскую детскую музыкальную школу имени С. В. Рахманинова в творческой академии представляли пятеро воспитанников Анастасии Ступиной, и два — Татьяны Колосовой. Все они — участники оркестра народных инструментов, созданного педагогом в учебном заведении восемь лет назад.
Самому младшему среди них — Фоме Коноплёву — семь лет. В общеобразовательную школу он ещё не ходит, а в музыкальной уже успешно окончил первый класс, обучаясь игре на аккордеоне. Одарённый и технически подкованный мальчик, что продемонстрировали недавние экзамены, получил приглашение в «Оркестр детства», где тоже оказался самым юным участником. Так получилось, что год назад эта роль досталась его 9-летнему брату Фёдору, обучающемуся по классу балалайки.
«Я только начал обучаться игре на аккордеоне, многого ещё не знаю, не умею. Для меня большая радость играть в оркестре с преподавателями и взрослыми ребятами», — говорит Фома.
Чтобы исполнить серьёзную партию аккордеона, у первоклассника, конечно, навыков пока недостаточно, поэтому ему доверили ударные шумовые инструменты. С поставленной педагогами задачей он успешно справился не только на репетициях, но и на итоговом концерте, переборов волнение. Вернувшись после окончания творческой академии домой, юный музыкант заверил родителей, что теперь будет посвящать занятиям музыкой столь же много времени, как и брат, чтобы в следующем году играть в оркестре уже на своём музыкальном инструменте.
А Фёдор в этом году в оркестре освоил бас-балалайку, чем был очень горд. Это уже «взрослый» инструмент, размерами схожий с контрабасом. И требования к исполнению на нём тоже взрослые, поэтому пришлось усиленно репетировать как в отведённое для этого время, так и дополнительно, но конечный результат того стоил. Трудолюбия и энергичности Коноплёву не занимать — он неоднократный призёр городских и областных музыкальных конкурсов, успешно выступает на всероссийском уровне. С удовольствием занимается с братом танцами, тоже, кстати, народными... Причём круг его увлечений расширяется с каждым годом.
Творческая смена только завершилась, а братья уже «присматривают» себе репертуар для следующей и, несмотря на каникулы, продолжают музицировать, чтобы закрепить навыки, что были получены ими в «Оркестре детства».
Авторы: