Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Шукшинские «чудики»

Общество
Фото:

На днях актёр-режиссёр Пётр Куликов представил зрителям «Театра на стульях» рассказы Василия Шукшина: «Микроскоп», «Сапожки», «Чудик», «Стёпка», «Верую!» (12+).
Исполнитель выбрал эти истории неслучайно, и неслучайно выстроил порядок их изложения: от весёлого к трагичному и далее — к фарсу.  Да, в произведениях Шукшина есть юмор, добрая ирония, но вместе с тем в них чувствуется тревога, безысходность и вечная тоска. За внешней видимостью быта простых жителей прошлого века скрываются извечные философские вопросы добра и зла, смысла жизни, свободы воли.
На первый взгляд герои рассказов разные по возрасту, профессии, даже статусу, но есть нечто, что делает их похожими. Словно, если бы речь шла об одном человеке. Это их общая жажда жизни, справедливости, неудовлетворённость обыденностью, банальностью. Вот столяр покупает микроскоп, утаив от семьи деньги. Он мечтает продлить жизнь человечеству, для чего ищет способ бороться с плохими микробами. Что за бред, подумает обыватель, но в этой наивной мечте есть самоотречение, стремление к идеалам. А в рассказе «Сапожки» шофёр отдаёт зарплату за красивые сапоги для жены, повинуясь только рыцарскому движению сердца удивить и порадовать любимую женщину.
Этих персонажей не всегда понимают окружающие и близкие, они для них «чудики», как и герой другого рассказа, Василий, которого в селе так и зовут — Чудик. И, хотя с ним постоянно случаются казусы, Василий всегда находит причину радоваться жизни. Читая рассказ «Стёпка», Пётр Куликов эмоционально передаёт чувства, напряжение, отчаяние всех участников этой драматической ситуации. Герой бежит из тюрьмы в родную деревню, хотя сидеть ему остаётся совсем чуть-чуть. Своё нелогичное возвращение Стёпка объясняет «зовом Родины». Он знает, чем рискует, но поступает так по своей воле.
Кульминацией моноспектакля стал рассказ «Верую!». Вечная тоска в груди главного героя Максима, приводит его к священнику, гостящему у соседей. Тот читает ему поучение о том, что без зла не бывает добра, а без мук — блаженства, и жизнь нужно принимать во всех её проявлениях. В подтверждение свой мысли, поп вместе с Максимом в рассказе Шукшина (не без горячительных напитков) пускается плясать, распевая «Верую!». Сценой, где соединяются радость, боль, отчаяние и вдохновение, заканчивается яркое представление Петра Куликова под дружные аплодисменты зрителей.
Казалось бы, жанр моноспектакля лишён традционной сценической зрелищности, но растущая популярность тамбовского «Театра на стульях» говорит об обратном. Именно в этом виде театрального искусства талант и мастерство одного исполнителя способны удивительным образом заменить целую труппу.
 
Авторы: