Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Троллейбус ее судьбы: Любовь Толстошеина – почти 40 лет за рулем

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Мелкий осенний дождь стучит по ветровому стеклу. Дворники монотонно смахивают капли, а они снова скользят сверху вниз, так похожие на слезы. Но ее троллейбус под номером 1039 снова бежит вперед, несмотря на осенний туман, как и 40 лет назад. За это время многое изменилось, и много утекло дождевой воды по дорогам ее любимого города. Из некогда двух десятков троллейбусных маршрутов осталось только два. Но они живут, и троллейбусы регулярно выходят на линии строго по графику. Кто-то говорит, что выглядят они уже экзотично, да и профессия водителя троллейбуса тоже становится уходящей экзотикой. Но Любовь Толстошеина с этим абсолютно не согласна. Просто потому, что троллейбус стал частью ее жизни.
Есть что-то одновременно романтическое и магическое в этом виде городского транспорта. Пожалуй, не об одном из видов общественного транспорта не сложено столько песен, как о троллейбусе.
Родилась наша героиня в маленьком селе Стежки, что в Сосновском районе. Увидев еще маленькой девочкой троллейбус на улицах областного центра, долго неотрывно смотрела ему вслед и представляла себя на месте водителя. Это мечта казалась далекой и неосуществимой, но в  выпускном школьном сочинении Люба, поэтично описав троллейбус и песни, с ним связанные, откровенно призналась, что очень хочет стать водителем такой машины. И была в этом такая уверенность, что никаких сомнений в выборе пути уже не оставалось.
Задумано – сделано. Что бы там ни было, но в советское время осуществить такую мечту оказалось вполне реальным, даже для  семнадцатилетней девушки из дальнего села. В Тамбовском троллейбусном депо тогда регулярно набирались группы для обучения водителей, учащимся предоставляли общежитие и платили стипендию. Само обучение на курсах, знакомство с городом, выезды на учебные маршруты с наставником – все это было для Любы увлекательно и интересно. Девушка оказалась способной ученицей, и уже через полгода ей доверили троллейбус и самостоятельный выезд на линию.
- Некоторые считают, что управлять троллейбусом просто. Мол, всего две педали – газ и тормоз. Но у троллейбуса две стихии и две дороги, если так можно сказать – земля и небо. То есть, сама дорога, и провода над ней. И от того, как ты правильно выберешь скоростной режим, изучишь технику поворотов и прохождение пересекающихся линий, зависит надежность и безопасность движения. Чтобы штанги не слетали с проводов, а троллейбус шел плавно и без толчков. Ведь в салоне люди, за которых ты отвечаешь, - говорит Любовь Николаевна.
- А не тяжело ли женщине-водителю управляться с непослушными штангами и справляться с неисправностями, что, наверное, могут возникать в пути?
- Да нет, непослушные штанги могут быть только в непослушных руках. А кроме этого приходится еще и подтягивать гайки на колесах после их замены, потому что по ходу движения они могут расшатываться. Это не говоря уже об умении закрыть двери, когда в салон набивалось битком народу. А в советское время в часы-пик это случалось сплошь и рядом. Троллейбусов было много, но личных авто гораздо меньше, чем сейчас – все ездили на общественном транспорте.  Так что работа водителя троллейбуса легкой не была. Но это моя работа, это мои пассажиры, и я без этого уже не могла. Такое понимание приходит с годами, и это даже от зарплаты не зависит.
К слову сказать, зарплата в то время у водителей троллейбуса была весьма приличная по советским меркам. Хотя далеко не все водители выдерживали столь напряженные трудовые будни. Но Любовь Толстошеину и ее троллейбус постоянные пассажиры знали и всегда добрыми словами прощались, выходя из салона: «Привет, Любань, как дела? Удачи тебе!» Улыбались и местные гаишники, стоявшие на посту, зная, как аккуратно водит свой троллейбус Любовь Толстошеина.
- Как ты относишься к людям, так и они к тебе будут относиться. Но как не подождать человека, если он спешит к остановке? Или дать возможность пожилой пенсионерке спокойно подняться в салон, да и просто приветливо объявить остановки, что тоже немаловажно. Пусть день у людей начнется с хорошего настроения, - считает Любовь Николаевна.
- А как менялись сами троллейбусы за эти 40 лет, и сколько их пришлось вам сменить?
- Считается, что срок службы троллейбуса – это примерно 10 лет. Но работать приходилось на разных машинах и прошло их через мои руки семь или восемь. Это были троллейбусы основной базовой модели ЗИУ-682 различных модификаций. Вот последняя - уже с компьютерным управлением и соответствующей приборной панелью. Но мне больше по душе моя родная машина предпоследнего поколения – в ней нет капризных компьютеров, но она удобна в управлении, надежна и достаточно комфортна. По крайней мере, этот троллейбус меня слушается и не подводит никогда. А расставаться  троллейбусом, на котором работаешь несколько лет, очень грустно. Как будто от сердца что-то отрываешь. Он для тебя просто живым становится, ты знаешь его характер, привыкаешь к нему. И особенно больно смотреть, когда отслужившие свое троллейбусы ждут на территории депо своей очереди разрезания на металлолом. Но что поделать, такова жизнь, такова работа.
Время, к сожалению, беспощадно. Менялись экономические условия, а в 2000-е годы тарифы на электроэнергию стали уверенно ползти вверх. Количество троллейбусов и их маршрутов в Тамбове стало сокращаться, у предприятия появились долги, начались задержки по зарплате и люди из депо стали уходить в поисках другой работы.  Любовь Толстошеина тоже была вынуждена уйти и даже пять лет проработала на заводе ЖБИ крановщицей. Получала вроде неплохую зарплату, но… любовь к прежней профессии никуда не ушла, и она снова вернулась в депо как в родной дом, где трудится до сих пор, хотя давно могла бы уйти на заслуженный отдых. Но не может и не хочет. Потому что привыкла к своим «рогатым», привыкла каждый день вставать к четырем утра, когда служебная машина доставляет водителей первой смены к их железным подопечным. Кстати, почти за все 40 лет Любовь Николаевна ни разу не проспала.
- А ничего сложного здесь нет. По крайней мере, для меня это нормально и мне нравится выезжать именно ранним утром на линию. Особенно весной, в апреле и в мае, когда на деревьях появляются первые листочки, город чистый, какой-то умытый, гаснут ночные фонари, брезжит рассвет, первые лучи солнца отражаются в окнах, а ты едешь по нашему Тамбову, и не устаешь любоваться  и понимаешь – вот оно счастье. Многие его ищут где-то вдалеке, а оно вот здесь, перед тобой и  с тобой. Жалко, что сейчас у водителя нет микрофона, и объявляет остановки звуковой информатор. Скучно без голоса и жалко, что в Тамбове осталось всего восемь машин. Но мы надеемся на лучшее, и я, например, не могу представить Тамбов без троллейбусов.
А  надежда эта действительно символична. В  эти дни 67 лет назад по Тамбову прошел первый троллейбус, ознаменовавший новую эпоху в развитии городского общественного транспорта. Эпохи меняются, а люди остаются, верными своему делу, выбранному однажды и навсегда.
Читайте также:
Авторы: