Тамбовские поисковики и их коллеги из Липецкой области пытаются выяснить личности бойцов Красной армии, что захоронены в братской могиле на территории Мордовского округа. Она находится неподалёку от села Стрельцы рядом с железнодорожными путями. В Книге памяти Тамбовской области содержится информация о том, что в ней покоятся военнослужащие, находившиеся в санитарном эшелоне, на который 6 мая 1942 года совершили налёт немецкие бомбардировщики. Тамбовские поисковики, изучив массу архивных материалов, установили, что это не соответствует действительности.
«На самом деле в результате диверсии на перегоне Добринка-Стрелецкое ЮВЖД — какой именно нам ещё предстоит выяснить — был разрушен эшелон № 1 12-го отдельного дивизиона бронепоездов, — рассказывает председатель регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Елена Валатина. — Направляясь после реконструкции и обновления на Закавказский фронт, он шёл по территории нашего региона в сторону Липецкой области».
Традиционно поисковая работа оказалась непростой и пусть не сразу, но принесла свои плоды. В архивных источниках посчастливилось найти фамилию одного из погибших. Им оказался уроженец Ростовской области Андрей Андреевич Федотов 1912 года рождения, по учётной специальности — машинист. Он призывался Пролетарским РВК г. Москвы.
«Мы нашли учётную карточку в Тамбовском военкомате. Помимо него, там указано ещё 13 человек, — говорит Елена Валатина. — Начали анализировать историю 12-го отдельного дивизиона бронепоездов. И по счастливой случайности обнаружили на одном из тематических форумов поисковиков документ о крушении эшелона, датированный 7 мая 1942 года. В нём, в частности, говорится: исключить красноармейца Андрея Федотова из списков дивизиона и всех видов довольствия и похоронить первых девяти человек в братской могиле на месте крушения».
Почему девяти? И почему первых? На эти вопросы у поисковиков пока нет ответа. Но это пока, ведь совместная поисковая работа с липецким отрядом продолжается. К ней также подключился недавно созданный отряд из Оборонинской школы Мордовского округа. Школьникам, изучающим историю Великой Отечественной войны, близка эта катастрофа, произошедшая на их малой родине, и они вслед за более опытными единомышленниками хотят докопаться до истины. Ребятам предстоит долгая работа в архивах, а также общение с земляками — представителями военного поколения и членами их семей.
«Наши липецкие коллеги собрали богатый материал, они неоднократно приезжали в Мордовский округ на место крушения состава. С жителями тоже общались. Удалось найти женщину, бабушка которой хорошо помнила то ЧП на железной дороге. Она записала её воспоминания. Надеемся, что это свидетельство поможет нам в дальнейших поисках».
Первым делом необходимо установить фамилии тех, чьи останки захоронены в братской могиле. Липецкие поисковики составили список людей, которые в один день призывались с Федотовым на фронт, так как других зацепок не было. Продолжая эту нить поиска и поработав с архивными материалами, тамбовчане выяснили судьбу каждого из тринадцати бойцов. Все они имели разные учётные специальности и служили в разных воинских частях. Тупик… Казалось бы, одна надежда на Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Но нет… Побывав на братской могиле в Мордово, где нашли последний приют красноармейцы, умершие от ран в местном госпитале, тамбовские поисковики, сопоставив исторические факты, выдвинули гипотезу: а что если среди этих бойцов есть те, кто получил травмы именно во время крушения бронепоезда. Предстоит проверить эту версию, «пробив» по базе каждую фамилию. Любая информация, полученная в результате поисков, будет тщательно проанализирована и систематизирована.
«В будущем на месте железнодорожной катастрофы хотелось бы установить новый памятник, не безымянный, как сейчас, а содержащий полный список имён погибших, — рассуждает Елена Валатина. — Наверняка до сих пор они значатся пропавшими без вести, либо вообще нигде не числятся, что ещё хуже».