Вообще-то никто этих дат громко и торжественно не отмечал. Просто трудовой стаж старейших сотрудников механического цеха как-то незаметно приблизился и перевалил за пять десятков лет. Именно столько времени отдали мичуринскому локомотиворемонтному заводу Николай Давыдов и Виктор Свиридов, для которых механический цех стал действительно вторым домом, а его коллектив – родной семьей. Причем, оба ветерана, несмотря на солидный возраст, уходить на давно заслуженный отдых пока не собираются.
Цех, где все начинается
Механический цех на «Милореме» - один из основных. Когда пришедший на ремонт тепловоз разбирают буквально до винтика, оказывается, что не только винтики, но и многие очень важные детали за долгие годы скитаний по стальным магистралям страны настолько поизносились, что требуют полной замены. И для этого здесь делают новые детали, включая масляные насосы, зубчатые колеса, шестерни, поршневые кольца и другие сложные изделия – всего более 600 видов запасных частей. Все это невероятно широкое разнообразие продукции, а также многооперационность технологических процессов требуют от работников цеха высокой квалификации, глубоких знаний и практического опыта.
«В цеху у нас трудится более 70 человек, и это давно слаженный коллектив, где работают профессионалы действительно высокого класса. Конечно, существует проблема прихода новых молодых квалифицированных кадров. Оборудование у нас сложное, оно постоянно совершенствуется и его надо осваивать молодым. И здесь большая надежда на сотрудничество с учебными заведениями, студенты которых проходят в цеху производственную практику, выбирая, таким образом, вполне конкретный жизненный путь. Ну, а мы стараемся сделать все, чтобы этот путь стал успешным», — считает начальник механического цеха Вячеслав Микляев.
Учебная база подготовки молодых кадров для нужд завода в Мичуринске есть. Это железнодорожный колледж и инженерный факультет Мичуринского государственного аграрного университета. Но что скрывать, далеко не все выпускники стремятся связать свою карьеру с производством. Кто-то скажет, что изменились времена и запросы нового поколения. Но жизнь показывает, что обобщать в этом плане было бы просто некорректно. Потому что все зависит от конкретного человека, от его воспитания и отношения к труду. И здесь опыт ветеранов завода действительно дорогого стоит.
Мастер, который сделал себя
Это можно смело сказать о Николае Гавриловиче Давыдове, мастере механического цеха. А за плечами у него почти 30 лет работы токарем, и этот путь он прошел от ученика до токаря шестого, самого высшего разряда. На завод пришел после школы по совету брата. Трудности первых дней не испугали, и после армии вернулся в уже знакомый механический цех. А трудности пересилил интерес и желание добиться умения работать на станке не хуже опытных коллег.
«Мне понравилось, что детали почти каждый раз нужно делать разные. То есть, каждый раз перестраивать станок на новые операции и осваивать их. Кто-то скажет, что легче идти по накатанному пути, специализируясь на одном и том же, но мне это было скучно. И этот интерес заставил самостоятельно развиваться и повышать квалификацию. А если тебе приятно и интересно и работать, то все трудности отходят на второй план, — считает Николай Гаврилович. — Причем работать приходилось не только в цеху. Мы, как комсомольские активисты, принимали участие и в строительстве новых производственных помещений, не считали это обязаловкой, понимали, как это важно и работали с настроением. Просто молоды были, и все казалось по плечу».
Уже 20 лет Николай Давыдов является мастером цеха, а его замечания, предложения и советы берут на заметку ученики. Сам он себя строгим наставником не считает, потому что в цехе все хорошо знают друг друга и простая психология – начальник-подчиненный здесь не совсем применима. Здесь делают одно дело сообща и стараются делать это хорошо, потому что качество зависит от каждого.
Что же касается заслуженного отдыха, то, как признался Николай Гаврилович, он обещал заместителю директора уйти на пенсию сразу, как только стукнет 60. С тех пор собирался уйти несколько раз, но теперь ветерану уже 69 и он продолжает работать. Потому что просто не может без своего любимого дела и без своего коллектива.
Укротитель огня
У другого ветерана цеха специальность в прямом смысле горячая. Виктор Егорович Свиридов – термист. Его задача – термофиксация поршневых колец, важнейших деталей для двигателей тепловозов. Их нагревают в печи, добиваясь необходимых свойств металла для герметичности. Условия труда здесь особые и явно не самые комфортные, что связано с высокой температурой, но именно эта огненная специфика и привлекла молодого парня, пришедшего на предприятие после заводского профессионально-технического училища.
Вообще, термисты могут уходить на пенсию в связи с этими сложными условиями труда уже в 50 лет, но Виктору Егоровичу сейчас уже 70, и уходить из родного цеха он пока не собирается.
«Ну а кто же, если не я? Шучу, конечно, но молодежь на эту специальность не очень-то идет. Правда, кто приходит и остается, то это действительно человек на своем месте. У меня есть ученик, зовут его Володя Дьяконов, и я в нем уверен, как в себе. Он всегда сможет заменить меня и продолжить наше дело. Но я уходить пока не собираюсь, пока есть силы – надо работать. Да и что я без этой работы, без этого цеха, без наших ребят буду делать?».
На работу Виктор Свиридов всегда ходил пешком. И только в последнее время стал ездить на машине знакомой дорогой. Но дорога здесь все равно одна, потому что это дорога по жизни.
Что интересно, оба ветерана – и Николай Гаврилович, и Виктор Егорович – заядлые рыбаки и дачники, так что на пенсии нашли бы, чем заняться. Но есть такая потребность – быть нужными людям и заводу, месту, где вложили душу без остатка.