В будни, чтобы добраться до Степновского филиала Новопокровской средней общеобразовательной школы, молодому учителю Дмитрию Стрыгину, жившему тогда в Мордово, приходилось каждый раз преодолевать более 30 километров. В распутицу и зимой дорога была непростой, но трудности недавнего выпускника ТГУ имени Г.Р. Державина не пугали. Он смело шел к своей мечте и сейчас, несмотря на значительную педагогическую нагрузку, не променяет эту профессию ни на какую другую.
По призванию
«Рад, что все сложилось так, а не иначе, - признается Дмитрий Васильевич. - Я учился по целевому направлению и в итоге попал в школу поселка Степной. За три года, что проработал здесь учителем истории и обществоведения, приобрел не только знания и бесценный опыт, но и семью. Супруга — моя коллега, учитель начальных классов. У нас двое детей. Как в фильме «Служебный роман» - мальчик и еще мальчик. Младшему на днях исполнился годик».
Создав семью, Дмитрий перебрался в Степной. В этом году молодой учитель стал вести уроки в Малолавровском филиале той же базовой школы, которая, однако не была для него новой. В течение двух лет он работал в ней по совместительству, хорошо знал и коллектив, и учащихся, которых здесь вместе с начальным звеном чуть больше полусотни.
История и обществознание, которые он преподает в 8 и 9 классах по-прежнему являются для него профилирующими, но появились и новые. Усовершенствовав свой английский, Дмитрий Васильевич стал обучать детей и ему. А в этом учебном году уже к традиционным предметам добавилась физическая культура.
«Нагрузка немалая, плюс еще классное руководство... Для меня это повод еще активнее заниматься самообразованием, изучать литературу и электронные ресурсы, - подчеркивает педагог-предметник. - Чтобы затем передать эти знания детям, научить их размышлять, сопоставлять факты и в любой информации искать ценное зерно».
История — явление поистине уникальное. Она создается каждый день и буквально на наших глазах. Причем в ежедневном формате формируется не только история государства, но конкретной семьи, отдельного человека. Поэтому, считает Дмитрий Стрыгин, на уроках истории важно говорить не только о событиях и фактах, заключенных во всем известные даты, но и о патриотизме, ответственности каждого за свои поступки, подвижничестве.
«Не стоит недооценивать нынешнюю молодежь. Это в большинстве своем хорошие, думающие ребята, со своей позицией и идеями, мнением. Важно дать им раскрыться».
Дмитрий в этом плане сторонник индивидуального подхода в образовании. Классы, учитывая общее число обучающихся, в Малолавровском филиале небольшие, так что молодой учитель на уроке успевает каждому уделить внимание. Кому-то объяснить тему дополнительно, кому-то дать задание сверх программы, видя интерес и способности ребенка, с кем-то устроить учебный баттл на знание дат и исторических событий. Уроки действительно проходят интересно и увлекательно, у ребят, как констатирует Стрыгин, появляется желание узнать что-то новое, почитать книгу или изучить информацию в Интернете.
«Аппетит, как говорится, приходит во время еды, - отмечает он. - После прочтения у учеников, как правило, возникают вопросы. И начинается диалог, который продолжается не только в течение всего учебного года, но и за его пределами».
Продуктивные занятия
Между тем, учащиеся филиала далеко не сразу приняли Дмитрия Стрыгина в качестве своего учителя. Это сейчас они считают его «самым лучшим», а поначалу, учитывая всего десятилетнюю разницу в возрасте, бывало, пытались «прощупать границы». Родители учащихся тоже первое время «присматривались»: педагоги-мужчины сейчас большая редкость, а уж молодые, да еще в отдаленной сельской местности, тем более. Однако общий язык быстро и продуктивно был найден и здесь.
«Мы оказались с детьми на одной волне. Это помогает им лучше усваивать учебный материал. Но панибратства у нас нет, - подчеркивает учитель. - В любой профессии, особенно в педагогической, необходимо соблюдать субординацию. Я обращаюсь к ученикам на «вы» и требую от них того же».
Чтобы детям было интересно знакомиться с историей Дмитрий использует весь арсенал средств, что есть в сельской школе благодаря различным федеральным программам и профильному нацпроекту. Историю родной страны ребята изучают по бумажным и электронным картам, активно задействуют интерактивный комплекс, который совмещен с компьютерами учащихся. Всякий раз получается увлекательное путешествие по каналам истории.
Учитель-изобретатель
Благодаря настойчивым и своевременным советам и рекомендациям коллег-учителей Дмитрием уже накоплен немалый педагогический опыт. Он, в том числе, подталкивает учителя двигаться дальше — учить, развивать, воспитывать и поэтому одинаковые темы по истории и обществознанию в каждом новом классе преподносятся по-разному.
«Стандартные педагогические лекала, которые были выработаны мной, например, в прошлом учебном году, в текущем на других детях уже могут не работать. Приходится изобретать что-то новое», - признается молодой учитель.
Насколько такой индивидуальный подход результативен, можно судить не только по горящим глазам детей или количеству прочтенных ими по истории книг, проанализированным документальным фильмам, но и прежде всего по успехам подростков — малым и большим, их увлечениям. Недавней ученице Дмитрия Васильевича — а ныне выпускнице учебного заведения — настолько понравилась история, что она решилась сдавать по ней ОГЭ. В Малолавровской школе, где подобный выбор, явление крайне редкое, девочку отговаривать не стали, но в успехе, тем не менее, сомневались: экзамен сложный, как и подготовка к нему. Стрыгин инициативу школьницы поддержал. Они целенаправленно готовились к ОГЭ в течение всего года, и девушка порадовала наставника высоким баллом. А в Степновском филиале увлеченность школьницы Древним миром привела к созданию копий орудий труда того времени, во всем скрупулезно повторяющих оригиналы, кроме размера.
Учиться всю жизнь
«Учебный процесс сейчас требует от школьников высокой концентрации внимания. Однако чтобы информация усваивалась быстро и в полном объеме, им необходимо давать отдых, чередовать виды деятельности», - отмечает педагог.
Немного разрядить обстановку в классе способно его коронное «Спокойствие, только спокойствие!», сказанное задорным Карлсоном, или к месту процитированные строки великих классиков, или разыгранная минисценка Дмитрий и сам пишет стихи и всегда может сымпровизировать на уроке, и в театральном искусстве он тоже преуспел. Будучи учеником Оборонинской средней школы он с удовольствием посещал театральный кружок, участвовал в постановках и даже засветился в «Звездочках Тамбовщины». Этот опыт в дальнейшем пригодился ему как в вузе, где на научных конференциях приходилось выступать перед большой аудиторией, так и в педагогической деятельности. Навыки ораторского искусства и умение привлечь внимание Дмитрий активно использовал в ходе муниципального этапа конкурса, в котором, несмотря на небольшой педагогический стаж, уже принимал участие дважды, а также когда, пройдя строгий отбор, попал в «золотую сотню» проекта «Флагманы образования».
«Первое время, признаться, всё недоумевал, что я могу дать более опытным коллегам, ведь тогда мой профессиональный стаж был меньше трех лет, - говорит Дмитрий Стрыгин. - Но по мере развития проекта оказалось, что и мой опыт кому-то нужен, к моим рекомендациям прислушиваются, учебные находки хвалят».
Когда молодой педагог вошел в 55 лучших учителей Тамбовщины и гармонично влился в команду, занявшуюся разработкой проекта «Профэскалатор-68», то еще больше утвердился в мысли, что будущую профессию в школьные годы выбрал верно.
Команда «Флагманов» оказалась настолько сплоченной, что общается до сих пор: педагоги сообща радуются успехам друг друга, помогают методически. Поддерживает контакты Дмитрий и с теми ребятами, с которыми учился в вузе. Значительная часть из них, так же как и он, несмотря на все трудности, встретившиеся на пути и те, что еще встретится, ведут педагогическую деятельность. Учительские сообщества школ поддерживают их начинания и мотивируют к новым победам.