... Сказать, что у Юлии в доме уютно, значит, не сказать ничего. Здесь все — с душой, теплом и с творчеством. Продуманна каждая деталь, которая на своем месте и в целом создает общую целостную картину интерьера в стиле 60-70 годов прошлого столетия. Вкрапление в современный интерьер винтажных элементов — это сейчас очень модно. Когда Юлия Караулова, педагог дополнительного образования, участвовала в городском конкурсе «Женщина года-2018», то члены жюри особо заинтересовались даже не ее направлениями работы с детьми — рукоделием, гончарным мастерством, а ее хобби — реставрацией старинной мебели... Причем, Юлия Юрьевна не просто занимается рукоделием, создает своими руками вокруг себя красоту и учит этому детей, своих воспитанников, но и еще интересуется и изучает историю того чем занимается — вышивки, кружевоплетения, старинных русских ремесел, дизайна...


Бабушкин рушник
— Сколько себя помню, у нас в семье всегда все шили. Наша семейная реликвия — бабушкин рушник. Он всегда висел у нее над иконкой. Хранится в нашем доме до сих пор. Это работа начала двадцатого века, послереволюционная, — рассказывает Юлия Караулова, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей города Тамбова.
Юлия Юрьевна говорит, что даже интересовалась у историков по поводу вышивки бабушкиного рушника. Оказалось, что это стиль брокаровской вышивки. Французский парфюмер Генрих Брокард придумал такой маркетинговый ход: на обертке мыла размещали схему для вышивки... И крестьянки покупали эту продукцию не только ради мыла, но и схемы.


Девочки-ученицы, которые пришли на занятие, тоже с интересом слушают Юлию Юрьевну и разглядывают на фото старинный рушник. Бабушка с дедушкой Юлии в тридцатых годах из родной Пензенской губернии уехали в Узбекистан, где родились и мама Юлии, и она сама. Там же, в Ташкенте окончила факультет русской филологии местного университета. Мама — профессиональный портной, учитель труда в школе. Поэтому в доме всегда было много лоскутков, ниток, пряжи для творчества маленькой Юли. В шесть лет сшила первую жилетку для куклы. Будучи старшеклассницей, окончила двухгодичные курсы кройки и шитья.
Умение шить и кроить особенно пригодилось во времена гарнизонной жизни с мужем-военным, когда в городке, где они жили был один рынок, а вещи там продавались преимущественно китайские, они не нравились. Юлия создавала свои. До сих пор сохранилась фотография, на которой маленькая дочка Юлии запечатлена в модных джинсах, сшитых из маминой ветровки и берете из сукна уже не нужной отцу парадной военной формы, а на берете был еще вышит стеклярусом листочек... Ее рукодельное творчество началось где-то в начале двухтысячных, когда семья переехала жить в Тамбов.
— Началось с куклы Тильды. Они очень милые и несложные. Первую куклу я сшила, посмотрев информацию в интернете. Да, для меня шитье стало таким сеансом релаксации, медитации, — говорит Юлия.
«Подсолнух» и все-все-все
Уже на протяжении десяти лет работает в Центре дополнительного образования детей педагогом арт-студии «Подсолнух». Здесь дети шьют текстильную игрушку, занимаются скрапбукингом, то есть делают интересные поделки из бумаги и природных материалов, в этом году освоили бразильскую вышивку.


У Юлии Юрьевны есть и другие творческие направления в Центре: плетение на коклюшках и гончарное мастерство. Для того, чтобы заниматься с детьми в гончарной мастерской, Юлия закончила специальные курсы, в том числе по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как особенные детки с удовольствием занимаются в гончарной мастерской, профессиональное оборудование для которой было закуплено по государственной программе «Доступная среда».
— Прошла обучение и объявили набор детей на гончарное направление. Решили, что это будет инклюзивное обучение, то есть у нас занимаются все дети, а не только с ограниченными возможностями здоровья, в итоге все учатся толерантности, учатся помогать друг другу, поддерживать, — говорит Юлия.
А знакомство с кружевоплетением получилось благодаря встрече с уникальным человеком Любовью Степановной Копыловой, которая работала в Центре педагогом дополнительного образования и учила девочек плетению на коклюшках. Любовь Степановна сама освоила это искусство и очень обрадовалась, когда Юлия Юрьевна попросила ее этому научить: теперь было кому передать свое дело и спокойно уйти на заслуженный отдых. Юлия ходила к ней на занятия и занималась наравне с ее ученицами-девочками.


— Любое рукоделие — это воплощение народной мудрости. Во все времена и в независимости от статуса женщины стремились себя украшать. Но если говорить о крестьянках, то они трудились много и тяжело, поэтому рукоделие, в том числе плетение на коклюшках, не занимало у них много времени. В плетении на коклюшках всего два движения, если их освоить, приобрести практику, то плести получается довольно быстро, — говорит Юлия.
Чешское кресло-ракушка, рыльник-ваза и дом, где все должно быть красиво
Увлечение старинными вещами и реставрацией мебели началось с отданного соседями кресла-ракушки 1957 года производства Чехословакии.


— У меня тогда не было мастерской-гаража и я в парке за домом еле-еле содрала с кресла старый липкий поролон. Купила новый, на какой клей клеить я тогда не знала, использовала клей ПВА, чтобы приклеить, пришлось придавить поролон на какое-то время энциклопедиями. В обычном магазине тканей купила плотную ткань на обивку, по старой обивке выкроила новую, ножки покрасила. И тогда я начала понимать, какой мне нужен интерьер в доме, в 60-70 годах. Кроме того, сейчас в тренде, когда в интерьере современных квартир присутствует винтажный элемент: либо старинный буфет в углу, либо, например, чешские стулья советской эпохи у стола.... По моему мнению, просто купить новую мебель в магазине — это неинтересно, да и современная мебель — неинтересная. Это я поняла, когда мне понадобился шкаф для посуды и, изучив сайты мебели, пришла к выводу, что мне ничего не нравится. Тогда я пошла на популярный сайт объявлений, где в том числе продают-покупают старинную мебель и вещи. Купила там шкаф конца пятидесятых, мне понравились гравированные полосочки на стеклах. В этом же доме купила софу, которую отреставрировала, заменив поролон и обивку. Мой прежний диван надо было уже менять, да и по стилю он не вписывался в мой интерьер. Купила горку, которую обновила и поставила свою белую посуду, — говорит Юлия.


Еще Юлия отреставрировала свои старые стульчики из румынского гарнитура, на сайте объявлений купила и отреставрировала очень ценные чешские стулья с гнутыми спинками, письменный стол семидесятых годов румынского производства, рижскую тумбочку, радиостол, на котором стоит теперь телевизор. Знакомые отдали старую библиотечную картотеку с маленькими ящичками, из которой Юлия также сделала дизайнерский шедевр и хранит в нем разные мелкие бытовые вещи: косметику, украшения, нитки-иголки, лоскутки. Это удобно, и модно. Старый бабушкин сундучок также был с любовью отреставрирован.
Кухня у Юлии — в русском стиле. Здесь и домотканые дорожки на столе, а Юлия любит работать со старинной тканью, и старинный глиняный купленный у антиквара рыльник, который сейчас служит вазой, и прихватки с русской вышивкой, и антикварные польские дореволюционные весы, подаренные дочерью. Домашний текстиль — постельное белье, кухонные полотенца, диванные подушки и многое другое Юлия тоже с удовольствием создает своими руками. И все эти вещи помогают создать в доме уникальный дизайн, особенно уютную атмосферу.
Все старинные вещи Юлия обрабатывает, дезинфицирует, а только затем приступает к работе: снимает старый лак, покрывает новым современным покрытием. Для этого есть необходимые инструменты и знания, приобретенные и с помощью мастер-классов из интернета, и накопленные опытом. Каждая старинная вещь в руках Юлии приобретает свою новую жизнь.


— Люблю старинные вещи, мне кажется, что они с душой. И не понимаю людей, у которых в доме беспорядок. В доме должно быть чисто и красиво, потому что дом — это место отдыха, где можно побыть одному, расслабиться, и здесь все должно радовать глаз, — говорит Юлия Караулова.