Следователи-криминалисты регионального СУ СК России рассказали о подробностях.
...Он остался лежать во дворе. Приехали милиция, скорая. Молодой человек был мёртв. Видно, что его били. Это произошло 22 года назад, 22 августа 2003 года в Тамбове. Место — пересечение улиц Советской и Чичканова, во дворе жилого дома обнаружили труп молодого мужчины. Прокуратура Октябрьского района города Тамбова возбудила уголовное дело об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть.


Видела из окна
Дело тогда пришлось приостановить, так как не удалось найти подозреваемых. Картина произошедшего получилась такой: двое молодых людей выпивали во дворе жилого дома. Потом к ним подошел третий. Выпили. Слово за слово и поругались. Приятель погибшего утверждал, что потерпевшего избивал 16-летний парень. А потом они ушли, оставив избитого лежать во дворе. Но юноша утверждал, что он ни при чем, ничего не знает. Его мать дала показания, что сына вообще в это время не было в Тамбове, он находился за городом у родственников.
— По уголовным делам, которые приостанавливаются, к примеру, на основании того, что не было установлено лицо, причастное к преступлению, продолжается проведение оперативных мероприятий. При очередном изучении данного дела мы установили, что изначально на причастность к преступлению проверялся несовершеннолетний житель Тамбова. На первоначальной стадии расследования в качестве свидетеля допрашивался мужчина, который давал показания, изобличающие несовершеннолетнего. Но к его словам тогда отнеслись критично. Экспертиза показала, что у этого свидетеля есть психическое заболевание и он находится на учете в психоневрологическом диспансере. Мы нашли того свидетеля, провели ему комплексную психиатрическую судебную экспертизу, которая подтвердила, что мужчина может адекватно давать показания, он может правильно оценить обстоятельства произошедшего. Более того! Этот наш свидетель рассказал, что все происходящее видела из своего окна женщина, которая потом спустилась во двор, сделала замечания участникам конфликтам, — говорит старший следователь-криминалист отдела криминалистики СУ СК России по Тамбовской области Александр Щербаков.


В деле появился еще один ценный свидетель, который видел все. И ее разыскали! Женщине — 80 лет, она по-прежнему живет в том же доме и помнит события того вечера. Она вышла из дома, чтобы встретить своего сына и видела все, что происходило, как тот несовершеннолетний парень бил мужчину, который потом скончался. Но 22 года назад про эту женщину, как свидетеля, никто не знал...
След на одежде
Следователи выехали на место преступления. Еще раз тщательно все изучили, сопоставили слова свидетелей с материалами дела, с данными протокола с места происшествия 22-летней давности.
— Причастность подозреваемого на тот момент несовершеннолетнего подтвердила и проведенная нами экспертиза, - говорит Александр Щербаков.
Дело в том, что изъятые с места преступления улики хранятся в камере вещественных доказательств. Спустя 22 года из камеры изъяли хранившуюся там одежду погибшего парня и провели генетическую экспертизу.


Технические возможности следователей-криминалистов за двадцать с лишним лет существенно улучшились, прогресс на месте не стоял. Благодаря современной технике и мастерству, упорству криминалистов, на одежде, пролежавшей более двадцати лет, удалось найти следы преступника и идентифицировать их.
И это был след подозреваемого в преступлении несовершеннолетнего. Его мать снова допросить не получилось, так как женщина умерла. Да и самого подозреваемого тоже нельзя уже допросить. Он скончался в 2018 году. Но выяснить правду и поставить точку в уголовном деле 22-летней давности следователям-криминалистам удалось.