В мире образования есть люди, чья работа выходит за рамки простого преподавания. Мария Ширшова – именно такой учитель английского языка, чья увлеченность предметом и нестандартный подход вдохновляют учеников на покорение новых вершин. Ее история – пример того, как детская любовь к иностранному языку может перерасти в призвание, приносящее радость и пользу другим.
Путь в профессию
Путь Марии к преподаванию начался еще в раннем детстве, когда английский казался не скучным предметом, а увлекательной игрой.
— В детском саду занятия английским, полные песен, танцев, рисования и просмотра мультфильмов в оригинале, оставили неизгладимое впечатление. И позже, уже в школе, ни один предмет не вызывал у меня такого интереса, как иностранный язык. Заметив увлечение, родители перевели меня в гимназию с углубленным изучением гуманитарных наук,
— рассказывает девушка.
Именно тогда у Марии зародилось твердое убеждение, что она хочет делиться своими знаниями и помогать другим открывать для себя этот «логичный, структурированный» английский язык, который становится все более востребованным в современном мире. Она видела в английском не просто набор правил и слов, а ключ к пониманию других культур, к расширению горизонтов и к новым возможностям, которые открываются в глобальном мире.
Однако первые шаги в профессиональной сфере оказались сложнее, чем представлялось в теории. Знания, полученные в университете, оказались недостаточными для того, чтобы моментально стать эффективным преподавателем. Мария столкнулась с реальными, живыми учениками, с их индивидуальными потребностями, скоростью усвоения материала и, порой, отсутствием мотивации.
— Хорошо помню свой первый урок, который я провела с первоклассниками в языковой школе. Я тогда заранее спланировала все занятие поминутно, потому что очень нервничала. Все шло замечательно, но за пять минут до конца урока я решила дать ученикам игру для повторения алфавита. Это привело к тому, что они слишком расшумелись, а я тогда растерялась и не знала, как их успокоить,
— вспоминает Мария.
Контраст между теорией и практикой стал для нее ценным уроком, определившим дальнейшее развитие как преподавателя. Девушка быстро осознала важность принципа «не навреди», который лег в основу ее подхода к обучению. Она стремится мягко вовлекать учеников в процесс, учитывая их интересы и увлечения. При этом, если нужно, Мария проявляет строгость, чтобы помочь ученику выйти за пределы зоны комфорта и достичь большего.
— Я считаю, что хороший преподаватель должен использовать разные методики и подходы в преподавании. К примеру, коммуникативный подход, который сейчас очень популярен, можно совмещать с грамматико-переводным методом для понимания структуры языка, и все это соединять в процессе проектной деятельности. Мы все индивидуальны, по-разному воспринимаем информацию. Поэтому важно искать подходы к каждому ученику, хоть это и сложно,
— говорит девушка.


О творческих методах работы
Мария не ограничивается только стандартными уроками. Она ведет блог, где делится интересными фактами об английском языке, развеивает мифы и показывает, что изучение может быть увлекательным и доступным. В блоге можно найти полезные ресурсы, советы и лайфхаки, которые помогают сделать процесс обучения более эффективным и интересным. Совмещать преподавание и ведение блога непросто, но Мария находит в общении с учениками и читателями блога источник вдохновения для создания нового контента.
— Иногда дети спрашивают меня, например, как по-английски будет «кусь» или про аналоги других подобных слов, интересуются переводом мемов. А однажды я рассказывала о том, что иностранцы не совсем понимают концепт «дачи». Для нас это что-то исконно русское, свое, а они воспринимают дачу либо как загородный дом, либо – сарай за домом. Мне пришлось прочитать много обсуждений иностранцев по этому поводу на разных форумах, прежде чем делать публикацию в блоге,
— рассказывает Мария.
Творческий подход к обучению – одна из ключевых особенностей в работе девушки:
— Летом я делала серию тематических уроков по теме «Кругосветное путешествие». А недавно, в преддверии Хэллоуина, на онлайн-занятии мы использовали искусственный интеллект и переодевались с его помощью в виртуальные костюмы.
У девушки широкий спектр инструментов: современные учебники, интерактивные платформы с играми, журнальные статьи, видеоролики популярных англоязычных блогеров. На ее уроках всегда царит непринужденная атмосфера, наполненная юмором.
— Когда мы можем посмеяться над какой-то забавной ошибкой, мы её хорошо запоминаем. Смех помогает снять барьер страха, возникающий у многих при изучении иностранного языка, и создать комфортную атмосферу,
— убеждена Мария.


Тенденции современного образования
Мария обеспокоена тем, что в современных реалиях роль преподавателя, порой, недооценивается. Развитие технологий и доступность информации привели к тому, что некоторые ученики считают, будто могут обойтись без помощи учителя. По мнению Марии, отдельные дети позволяют себе проявлять неуважение и пренебрежение к педагогам, не осознавая ценность их опыта и знаний. Любое грамматическое правило, сложную конструкцию или интересный факт можно легко найти в интернете, и это заставляет девушку задумываться о том, как изменить подход к образованию.
— Учителя должны становиться теми, кто подскажет ученику, в какую сторону ему нужно идти, и помочь не утонуть в море информации, которую предоставляет мир. Сейчас преподавание постепенно трансформируется в наставничество,
— говорит Мария.
Поэтому самым ценным в своей работе девушка считает именно моменты, когда ученики, изначально не проявлявшие особого интереса к английскому, загораются желанием учиться и начинают применять свои знания на практике. Видеть, как они растут и развиваются, – лучшая награда для преподавателя.
Но и про свою жизнь Мария старается не забывать. Чтобы отдохнуть от напряженного графика работы, она старается проводить время на природе, читать книги и смотреть фильмы. Это помогает ей восстановить силы и набраться новых идей для последующих тематических уроков.
Начинающим преподавателям Мария советует не бояться экспериментировать и помнить об эмпатии как о главном инструменте педагога.
— Нельзя переставать учиться самому, потому что как только ты останавливаешься, начинается путь к регрессу. Ты начинаешь отставать от трендов в сфере преподавания и перестаешь быть на одной волне с учениками,
— подчеркивает Мария.
В будущем девушка мечтает создать собственную образовательную программу, основанную на ее уникальном опыте и видении современного образования.




