"Ой, как сыночек интересно играет, думали мы. Надо же, выстраивает машинки в цепочку. То, что ребёнок сторонился чужих людей и даже с нами, родными, вёл себя странно - в глаза не смотрел, никак не общался со старшим братом – мы списывали на особенности его характера. В два года отдали сына в детский садик, в самый обычный. Мы же ничего ещё тогда не знали. Сын всё время плакал в детском саду. Начинал реветь, как только я уходила. Думали – трудно адаптируется к коллективу. Ни с кем из детей не общался. Все ребята на улице вместе, одной кучкой, а он стоит один у забора и на дорогу смотрит – ждёт, когда я приду. Все дети – в группе, а он в коридорчике сидит, успокаивался только, когда заведующая его к себе в кабинет забирала… Из детского сада пришлось забрать, ходили по врачам, к неврологу, к психиатру ходили. В два с половиной года поставили диагноз – аутизм. Можно я не буду об этом вспоминать? Очень тяжело. Ревела, конечно. Было очень трудно осознать, что случилось. Были планы, как и у всех родителей – мой ребёнок будет самым лучшим. И в один миг все мечты рухнули. Но слезами делу не поможешь. Начали ездить по специалистам, нас дома и сейчас не застать. Дельфинотерапия, иппотерапия… Огромная радость от того, что сын после первого сеанса с дельфинами, как говорится, увидел, узнал своего брата. До этого он его просто не замечал. Работу мне пришлось бросить, так как надо заниматься сыном, учить, развивать его. Как без учёбы? Каждый день привожу ребёнка на машине в Котовскую школу-интернат на индивидуальные занятия. Он во втором классе. Нам там нравится, развиваем моторику, занимаемся музыкой, рисованием, с психологом. И приезжаем на занятия сюда в центр, здесь нам тоже нравится, очень доброжелательные и квалифицированные специалисты», - рассказывает Юлия, мама десятилетнего Никиты.
Держать дисциплину!
Мы беседуем, пока мальчик занимается адаптивной физкультурой, а затем - с логопедом. Занятия непродолжительные, минут по тридцать, и проводятся один на один – ребёнок и специалист. Без родителей. Иначе дети начинают капризничать, а с сотрудниками центра не забалуешь: специалисты умеют держать дисциплину. Иначе результатов добиться сложно. Никита занимается не так давно, поэтому о достижениях говорить ещё рано, а центр в Тамбове работает с 2017 года. Здесь оказывают бесплатную помощь семьям с особенными детьми, детьми с ментальными нарушениями, задержкой психо-речевого развития, но в основном здесь помогают социально адаптироваться детям с аутизмом.
Отделение так и называется - ресурсный центр по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и с признаками расстройств аутистического спектра. А создано оно на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Забота». Рассказывает заведующий ресурсного центра Оксана Воронина:
«Мы работаем по концепции комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области на 2021-2024 годы и плану мероприятий по её реализации. Предоставляем услуги семьям, которые воспитывают детей-инвалидов, в полустационарной форме социального обслуживания. Предоставляем услуги социально-педагогические и социально-медицинские. Приём ведётся по предварительной записи. Все занятия, как правило, проводятся по индивидуальной программе после диагностики ребёнка, чтобы специалисты приняли решение о методах и технологиях работы с подопечным».
Найти общий язык
Сейчас на социальном сопровождении центра находятся 23 ребёнка, все дети с аутизмом от четырёх до тринадцати лет, в основном жители Тамбова и Тамбовского района. Приезжают в центр на занятия два-три раза в неделю.
В центре есть специалист по социальной работе, Елена Кузнецова, которая занимается вопросами оформления документов, в том числе на предоставление социальных услуг. Непосредственно с детьми работают логопед Кира Кузнецова и методист по адаптивной физической культуре Екатерина Гусева.
Специалисты молодые, целеустремлённые, неравнодушные и действительно любящие детей. Сотрудники центра стараются подобрать к ним ключик, найти общий язык с особенными ребятишками. И им это удаётся – пока я общалась с мамой Никиты, мальчика занимали Кира и Катя, и ребёнок вёл себя очень спокойно и уравновешенно с девушками. Кира Валентиновна рассказала, что всегда интересовалась вопросами развития именно детей с аутизмом, к тому же индивидуальная работа более ей интересна и предполагает творческий подход.
«На первом занятии происходит знакомство семьи с нами. Чтобы оценить способности ребёнка, даю ему ряд упражнений, заданий. Если дети говорящие, то тестирую их на предмет нарушения звукопроизношения, дальше работаем в этом направлении. Если ребёнок не говорит, то здесь нужна другая программа. Так Никита – не говорящий. Делаю с ним артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, чтобы развить мелкую моторику рук, это хорошо влияет на речь. Очень надеюсь, что он заговорит короткими словами, фразами, чтобы выражать свои желания, эмоции… Другой мальчик, ему сейчас пять лет, он уже давно занимается и достиг хороших результатов. Пришёл к нам тоже не говорящим, но уже спустя месяц регулярных занятий заговорил отдельными словами. У него появилась речь. Он может рассказать, что происходит вокруг него, сочинить небольшой рассказ, сам придумать и предложить какую-либо игру. И никаких истерик! С истериками лишь уходит из центра домой, так как не хочет от нас уходить. Немаловажно то, что с мамой этого мальчика мы работали в одной команде, она с ним занималась дома, выполняя наши рекомендации», - говорит логопед Кира Кузнецова.
Занятия проводит логопед Кира Кузнецова
Засыпал, когда уставал
Научить такого особенного ребёнка более-менее внятно и осознанно говорить – большое достижение. А ещё достижение – научить ребёнка элементарным движениям, вниманию, развить у него координацию, ловкость. В этом помогают занятия по адаптивной физкультуре. Родители шестилетнего Андрюши были счастливы, когда он научился просто катать по полу машинку, брать в руку мяч, а потом и собирать пирамидку. Сейчас его учат сидеть за столом и понимать, что идёт занятие, на первых уроках мальчик лежал или сидел на полу.
«Мы пытаемся научить этого ребёнка садиться на стул за стол, приучаем к тому, что на занятии надо сидеть за столом и что-то делать руками. У мальчика есть особенность – он засыпает, по-настоящему засыпает, когда ему надоедает заниматься. Родители говорят, что он и дома себя так ведёт… У нас на занятиях по физкультуре тоже прогресс – малыш начал заниматься стоя, а не сидя», - говорит методист по адаптивной физкультуре Екатерина Гусева.
Занятие проводит методист по адаптивной физкультуре Екатерина Гусева
Это как раз тот случай, когда специалистам пришлось приложить немало усилий, знаний и фантазии, чтобы мальчик привык к занятиям и чужим людям. Логопед Кира Валентиновна поняла, что успокоительно на ребёнка действует классическая музыка, и начала во время занятий ставить Бетховена. Своей находкой она поделилась с коллегой, методистом по физкультуре, ведь здесь работают одной командой. А мальчик этот очень сложный, не произносит даже звуков. Впрочем, простых детей в центре не бывает. Но всегда есть шанс на надежду, даже в самой сложной ситуации, только для этого надо запастись огромным терпением и долго трудиться. В первую очередь родителям особенных детей.
Узнать о работе центра можно, обратившись лично по адресу – г. Тамбов, улица Московская-27а, здание управления социальной защиты и семейной политики области, кабинет 12. Можно позвонить по телефону 8 (4752) 71-01-60. Есть сайт и скайп – reabilitashion.O.W@yandex.ru. Специалисты центра консультируют и по скайпу. Но полностью дистанционно помощь получить, конечно, проблематично. Лучше очного формата общения ничего не придумаешь!