Сегодня, с современной модой отыскивать на старинных картинах «попаданцев» из настоящего, вполне можно обнаружить на картине мастера 16—18 века какого нибудь мальчика с планшетом — на самом деле, с грифельной (или аспидной, но об этом позже) доской. Да и за примером далеко ходить не надо:
«Среди репродукций картин Тамбовской картинной галереи, размещенных на Советской, есть картина, на которой изображен мальчик с грифельной доской», — обращает внимание научный сотрудник областного краеведческого музея Ксения Бакирова.
Речь о картине художника Франца Тона «Школьник». Картина написана в 1880 году, т. е. не так уж и давно по историческим меркам. Искусствоведы относят картину к течению бидермайер, отличительной чертой которого является изображение лиричных и несколько сентиментальных жанровых сцен. Простого человека и его простые семейные тревоги и радости они изображали с несомненной симпатией.
С такой же симпатией изображен и школьник. Он точно не паинька — если присмотреться, то на грифельной доске обнаружится веселая карикатурка, скорее всего, на учителя, да и у самой доски отколот угол — видно, не выдержала какой то игры. Его, если постараться, можно и на уличной репродукции рассмотреть, так что с планшетом она похожа, но не очень.
Ну а Ксения Бакирова и вовсе грифельную доску с планшетом ни за что не перепутает, потому что в музее есть самая настоящая старинная грифельная доска. Сейчас её можно увидеть на выставке (0+), подготовленной в честь Года педагога и наставника.
«Ученическая грифельная доска обычно имела внутренний размер (без деревянной рамки) примерно 20 на 13 сантиметров, ну а с рамкой— примерно 25 на 18 см. Доска могла быть даже линованная, ведь те, кто ею пользовались, еще не вполне овладели навыками письма», — рассказывает Ксения Бакирова.
На грифельной доске из коллекции тамбовского краеведческого музея можно рассмотреть тонкие линии, расстояние между ними несколько больше, чем в современных тетрадях в широкую линейку. На этой доске есть какие то нестертые надписи, но, конечно, невозможно узнать, сделаны ли они последним учеником, пользовавшиеся доской по назначению, или уже кто то из тех, для кого это была просто любопытная вещица, пробовал себя в роли старинного школьника. Но вообще то для учебы эта доска уже непригодна — когда-то её уронили или на нее упало что-то тяжелое, и, наверное, если бы не рамка, она уже раскололась бы. В середине виден скол, как от пули, открывающий слои минерала.
Грифельные доски почти вышли из употребления в начале ХХ века, но идея вечной тетради еще не раз была использована.
А при чем здесь аспид? Доска, которую мы называем «грифельной», на самом деле — аспидная. Но к змею-аспиду она имеет очень далекое отношение, а название своё приобрела по названию материала, из которого сделана — аспидного камня. Сейчас он известен как шунгит.
Уже в петровские времена были известны бактерицидные свойства этой горной породы, тем не менее, название он поначалу имел устрашающее — возможно, из-за цвета, ведь шунгит бывает черный, коричневый, черно-серый, матовый и блестящий — цвета вполне подходящие для шкуры страшного змея. Название — названием, но опять таки еще в петровские времена гренадерам полагалось иметь при себе такой камень, чтобы обеззараживать воду — «для крепости живота своего». А еще аспидный камень служил материалом для аспидных досок, которыми пользовались учащиеся вместо тетрадей (такие же доски были в ходу и у лавочников, трактирщиков — для записей, подсчетов, объявлений).
Ценность этой канцелярской принадлежности заключалась прежде всего в её многоразовости — написанное можно было стирать мокрой тряпкой — и доска была снова готова к работе. Писали на них мелом или так называемым грифелем — от чего они и получили еще оно название «грифельная доска». Оно более привычно, но всё равно трудно представить, что каких-то лет сто с небольшим лет назад такие доски ещё использовались, пусть и параллельно с тетрадями. Да и называли эти доски иногда вечными тетрадями.