Песни этого тамбовского музыканта трудно отнести к какому-либо конкретному стилю. Точнее – просто невозможно. Мелодичные баллады под акустическую гитару и клавиши, иногда украшенные этническим барабаном – все это настраивает не на потребление, а наводит на размышление. О жизни, о мире, о своем месте в нем и о пути к сердцу, по которому старается идти музыкант в своем творчестве. Виктор Малыгин практически не выступает на больших площадках, его аудитория – это небольшие клубы, камерные вечера-встречи, где собираются люди, чтобы погрузиться в атмосферу музыкального переживания. Ведь, как считает Виктор, музыка – это способ переживания действительности и поиска себя. И своими поисками он поделился с корреспондентом «Тамбовской жизни».
Музыка как предчувствие
– Виктор, на первый взгляд, это довольно удобная формула, когда музыкант «вне стилей». Но что это значит именно для тебя?
– Я не бард и не рокер. И это совершенно откровенно. Я просто пою свои песни, а куда эту музыку отнести, пусть решает сам зритель, ведь стиль совсем не главное. Я не хочу подстраиваться под публику, я буду подстраиваться под себя. У меня свое восприятие жизни, но оно не постоянно, оно меняется, меняются и пристрастия. Я – весельчак, выступавший в кафе «ДК» шесть лет назад, и я – сегодня, это два совершенно разных человека.
– И какие-же это были пристрастия?
– Очень разные. В зависимости от этапов жизни и настроения. Я слушал много разной музыки, от рока до поп-музыки и даже хип-хоп. Но, можно сказать, перевернул мое музыкальное сознание Майкл Джексон. Это действительно великий музыкант, которого птица счастья клюнула в темечко. И стиль его не поддается определению, там есть все, и это все на высшем уровне. Не зря Пол Маккартни уже во втором альбоме Майкла Джексона «Триллер» спел с ним дуэтом несколько композиций. А Маккартни с кем-либо петь не будет. И для меня Майкл Джексон – образец целеустремленности. Из русских исполнителей выделил бы для себя Николая Носкова, Леонида Агутина, «Чиж и Ко». И вообще, я начинал с блюза, пел песни, которые некоторые считали шансоном, но не надо путать шансон с «блатняком» – это совершенно разные вещи. Для меня шансон – это песни о любви, собственно, так это и переводится с французского. В то же время мне близка, как это не покажется странным, музыка группы Kiss, но ее я открыл для себя, как и многие другие группы, через концерты MTV-unplagged, то есть акустические выступления, где музыканты проявляют себя самым естественным образом, не прячась за звуковые эффекты. И потому я тоже не хочу ни за какие эффекты прятаться – пою под акустическую гитару.
– Виктор, так для кого ты делаешь свою музыку – для публики или для себя?
– Можно сказать, что посредством музыки я занимаюсь саморефлексией. Пусть слушатель находит в ней что-то для себя. Пусть человек сядет, послушает и подумает. Это свойственно любому искусству. Слушателю не обязательно разделять мои взгляды и мои пристрастия. Каждый общается с собой посредством других людей. Бывает, мы слушаем музыку на иностранным языке, но, не понимая языка, понимаем все без слов. Это и есть контакт, высшее достижение музыканта. Хочу, чтобы пришедшие на мои концерты не потребляли, а погружались в атмосферу, чувствовали ее особый флер.
– Говорят, что твои песни во многом депрессивные…
– У меня есть песня «Жизнь – это…». И каждый для себя здесь может найти ответ на все вопросы. Главное, чтобы человек поймал настроение, и тогда он поймет, о чем говорит музыкант. Депрессивные они или нет – это очень субъективная оценка, но каждый на нее имеет право.
Глаза в глаза
– Виктор, а сам ты когда из слушателя превратился в музыканта? Повлияла ли на это семья?
– Что интересно, самой первой песней моего репертуара стала песня, которую исполняла моя тетя «Босая душа». И пела она очень здорово. Мой двоюродный брат играл на саксофоне, а родной брат – на гитаре. Но это скорее не влияние на меня их творчества, а мой интерес к нему. Сам я взял гитару в руки совершенно случайно. Просто однажды увидел у отца на работе в троллейбусном депо брошенную гитару. Попробовал извлекать звуки, и меня это сразу увлекло. Я специально где-то не учился играть, мне просто показали несколько аккордов, а дальше я этот инструмент уже осваивал самостоятельно. По первой профессии я повар-кондитер, также имею незаконченное музыкальное образование в Институте культуры по классу духовых инструментов. Но нынешняя моя работа с музыкой никак не связана, однако, без музыки я себя не представляю. Я понял одну простую вещь – твое дело – это не то, чем ты занимаешься, а то, без чего не можешь. Когда нет музыки, чувствую абсолютно некомфортное состояние. И потому я пишу песни и хочу донести их до людей.
– А где ты предпочитаешь выступать?
– Честно говоря, на больших площадках я чувствую себя стесненно, и мне гораздо ближе камерная аудитория, где видишь своих слушателей, что называется, глаза в глаза. В свое время организатор фестиваля «Чернозем» Сергей Белозеров пригласил меня выступить на малой сцене, два раза выступал на фестивале «Рок над Студенцом» – сольно и с группой «Ондина». Но все равно мне ближе аудитория в каком-нибудь небольшом клубе, типа «Самовара», где аудитория насчитывает максимум 40-50 человек. И мне кажется, что каждого своего зрителя я знаю в лицо. Здесь нет границы между сценой и залом как таковым, и происходит такой теплый обмен энергией. Ты заряжаешь публику, а она заряжает тебя. Но на эти концерты приходят не оторваться, а задуматься. Музыка должна заставлять думать, и эта атмосфера для меня родная. Я бы с удовольствием выступал на квартирниках. В совершенно незабываемом квартирнике я недавно участвовал, но это было за пределами нашего региона. Надеюсь, что и в нашем вполне музыкальном городе культура квартирников возродится и состоится. А вообще я чувствую себя свободным человеком, потому что могу выступать и поехать, куда захочу. Если, конечно, меня захотят слышать и видеть.
Важнее отдать, чем получить
– Виктор, неужели не посещала мысль о профессиональной музыкальной карьере?
– Конечно, у меня есть такая цель, но если не получится – я не расстроюсь. Мне кажется, Всевышний мне помогает. Я к этому вопросу отношусь философски – человеку дается не то, что он хочет, а то, к чему он готов. Когда я буду готов, можно будет подумать и о профессиональной сцене. Все познается со временем и всему приходит свое время.
– Твой альбом в прошлом году появился на просторах интернета и довольно популярен. Кто тебе помогает, с какими музыкантами сейчас работаешь?
– Да, это альбом «Все тебе», и он отражает лишь одну сторону моего творчества. А работаем мы сейчас вместе с прекрасными музыкантами – Зухрой Юсуповой, преподавателем ТГМПИ, которая играет на клавишных, и Ильей Бирюковым, мастером перкуссии и экзотического кохана. Вообще, мне везет на хороших людей, которые мне во всем помогают, включая организацию концертов. Как, например, Павел Терехов, организатор фестиваля «Лесная акустика», с которым мы дружим и сотрудничаем уже немало лет. Конечно, организация концертов – дело хлопотное и не всегда прибыльное. Для продвижения нужен свой менеджер, но это должен быть человек на твоей волне. И деньги для меня – не первостепенная вещь. Если расходы на концерт превышают доходы, меня это не расстраивает, потому что приобретешь больше – свою аудиторию. Более того, я заметил, когда я начинаю думать о музыке за деньги – музыка уходит. Мне сейчас хочется больше отдать, чем получить. Как писал Карлос Кастанеда, есть много путей, много дорог, но надо найти путь к сердцу. И если такое случится, то слушатель сам меня найдет.
– Но, а где в ближайшее время можно услышать Виктора Малыгина вживую?
– Уже в середине декабря в областной картинной галерее мы с Зухрой Юсуповой представим свой проект под названием «Интонации» (6+). А художник Юлия Третьякова будет одновременно рисовать картины на тему звучащих песен. Таким образом, мы хотим соединить музыку и изобразительное искусство. Так что, следите за анонсами Картинной галереи. Думаю, что получится интересно и неожиданно.