В холле Вернадовского сельского клуба Пичаевского района расписные рушники, вышитые сто и более лет назад крестьянками Тамбовской и Пензенской губерний, соседствуют с не менее старинными предметами быта, глиняной посудой и незатейливыми женскими украшениями. Это лишь малая толика коллекции, которую уже на протяжении шести лет целенаправленно собирает, стремясь сохранить для потомков то «исконно народное», что ещё осталось в сёлах, руководитель клуба Ольга Исмаилова.
Пандемия коронавируса, как ни странно, способствовала открытию выставки, экспонаты которой регулярно меняются. Раньше в этом скромном по площади помещении проводились дискотеки для молодёжи, но из-за сложной эпидемиологической ситуации они оказались под запретом, и веселый досуг сменился пищей для ума и сердца... А с коллекцией народных костюмов Исмаиловой жители района смогли недавно ознакомиться, приняв участие в торжественном открытии Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, объявленного президентом Владимиром Путиным.
От пары вещей до коллекции
«Честно говоря, никогда не было цели собрать коллекцию старинных нарядов или рушников. Так получилось само собой, когда в мои руки попали домотканые рубахи, сатиновые парочки, лапти и ещё кое-что из одежды, — рассказывает Ольга Алексеевна. — Было огромное желание спасти это наследие от тлена и забвения, ведь, как известно, без прошлого нет и будущего».
На самом деле «прошлое» всегда было с Исмаиловой. Она вспоминает, как мамина старшая сестра — уроженка села Ушинка Пензенской области — передала ей, тогда младшей школьнице, фрагмент костюма-парочки, украшенный незатейливой вышивкой, и предложила использовать в качестве одежды для кукол. Разрезать его уже тогда не поднялась рука. Став взрослой и поднаторев в рукоделии, Ольга реанимировала и ткань, и узор, а впоследствии тамбовский этнограф Любовь Бабахова сделала реплику на весь костюм. Так семейная реликвия невольно послужила толчком к «собирательству», которому женщина посвящает всё своё свободное время.
Сейчас в ее коллекции есть народные костюмы, что более века назад имелись в гардеробе жительниц сёл Красивка, Вышенка, Питим и Липовка Пичаевского района. Два последних населённых пункта находятся по соседству и плавно переходят один в другой, но даже в них парадная и повседневная одежда крестьянок заметно отличалась: узором на кохте (в старину так называли блузку), кружевом, неброской отделкой на юбке. Недаром раньше считалось, что костюм женщины сродни паспорту.
Некоторые вещи удаётся реанимировать довольно быстро, но над большей частью приходится изрядно потрудиться, чтобы вернуть им былую привлекательность, сохранив аутентичность. Ольга Исмаилова владеет многими техниками работы с тканью, вязания, а благодаря общению с рукодельницами, этнографом, руководителем клуба «Тамбовская сударыня» Любовью Бабаховой, вместе с которой они уже восстановили не один предмет старинной одежды, её умения продолжают расширяться. Однако, даже несмотря на приобретённый опыт, сюрпризы ожидают буквально на каждом шагу. Так, Ольга и Любовь долго не могли определить, вышивка или браное ткачество использованы на рубахе, что передала Исмаиловой жительница села Вышенка, — насколько качественной и тонкой та была. «Только рассмотрев ткань под лупой, выяснили, что в украсе около горловины есть элементы ткачества, а ниже — мельчайшая вышивка», — вспоминает Ольга Алексеевна.
Неутомимый поиск
Каждой вещи или её фрагменту, что попадают в руки руководителя Вернадовского сельского клуба, предшествует активная поисковая работа. Конечно, зная о её увлечении, жители района, да и не только они, передают в дар сохранившиеся от бабушек и прабабушек «народные» предметы одежды.
Но всё-таки большая часть экспонатов — это результат экспедиций по домам, которые опустели в муниципалитете после смерти хозяев. Кто-то разбирает их по кирпичикам и брёвнышкам, а Ольга Алексеевна в полусгнивших сундуках, забытых в подполе или на чердаках, в покосившихся сараях пытается найти последние свидетельства народного уклада сельской жизни. И, находя, реставрирует, а если это уже не представляется возможным — максимально приводит в порядок и оформляет под стекло, чтобы сохранить ткань и различные украшения на ней.
«Вещи часто попадают ко мне в очень плачевном состоянии: изъеденные насекомыми или грызунами, в разводах, ржавчине. При стирке я не использую химию, только хозяйственное мыло, поскольку неизвестно, как ткань поведёт себя. Стираю на руках или на специальной доске», — рассказывает Исмаилова.
Есть предметы одежды, лишь мимолётного взгляда на которые достаточно, чтобы с большой вероятностью определить благосостояние семьи, её уклад и детали быта. Такую информацию, в частности, смогли поведать детали парочки: рукав, верхняя часть горловины и атласная манишка цвета охры. Поисковую работу Ольга Алексеевна привыкла доводить до конца. Сведения о владельцах вещей с подробным описанием она систематизирует и заносит в импровизированный каталог, напоминающий музейный. Он достаточно объёмный, но вот головных уборов и фартуков в нём практически не встречается. Их, и правда, осталось очень мало — крестьянки снашивали их практически до дыр. Зато рушников — в избытке, более сорока. Это ещё одно направление целенаправленных поисков любительницы старины, начало которым положило полотенце
с необычной вышивкой крестом, подаренное её семье уроженкой села Красивка Марией Штановой.
В отличие от костюмов или их составных частей, география рушников значительно обширнее Тамбовщины и Пензенской области, от которой посёлок Вернадовка, где проживает Исмаилова, отделяют всего три километра и откуда родом её мама. Есть старинные образцы даже из Подмосковья. Несмотря на расстояния и разное время вышивки, есть в полотенцах и общие черты, и отличия, объясняющиеся, как принято говорить, региональными особенностями. Так, для тамбовского орнамента характерны прежде всего растительные элементы, выполненные в чёрно-красной цветовой гамме. Определить родину рушника можно также по технике вышивки, например, вышивка по сетке на Тамбовщине не использовалась, как, впрочем, и прошва, частично состоящая из кружева.
«При реконструкции полотенец я в основном использую разнообразные ручные швы, — делится Исмаилова. — Поначалу пыталась реанимировать и утраченные участки вышивки, но потом поняла, что это лишнее. Сейчас нитки другие, ткань другая. Не хочу создавать очередной новодел. А сохранить изделия — хочу. Поэтому прошу всех, кто нашёл даже незначительный элемент кружева или вышивки с рушника, не выбрасывать, а отдать мне. Кто знает, может, и для него удастся «заморозить» время».
Недавно это удалось сделать, умелыми действиями воскресив три рушника, созданных с использованием браного ткачества. Каждому из них уже больше 150 лет. Внешне они неказистые, не отбеленные и без узора, лишь на одном — крохотное кружево, как удалось выяснить — пришитое много позже.
Ольга Исмаилова охотно делится своими находками с единомышленниками, рассказывает и показывает их детям, но в соцсетях своё хобби старается не афишировать: был негативный опыт. Между тем она активно пользуется Интернетом, расширяя контакты, а с недавних пор молодая семья, также увлекающаяся стариной, приобщила её к виртуальным доскам объявлений, где Исмаиловой уже посчастливилось приобрести несколько рушников, подзор и декоративные наволочки с вышивкой.
Приобщая к традициям
Народные ремесла и народные традиции прошлых столетий, которые выражаются и в традиционной одежде селян, Исмаилова популяризирует среди местного населения на праздниках, с помощью выставок и мастер-классов. Но этого на самом деле мало. Поэтому пять лет назад стараниями Ольги Алексеевны на базе Вернадовского сельского клуба был создан коллектив «Ладушка». Ребята изучают народные обычаи и обряды, ставят сценки и композиции, используя богатое фольклорное наследие, участвуют в детских фестивалях областного и межрегионального уровня. И что в общем-то неудивительно при таком наставнике, сами шьют костюмы к выступлениям — ткут и плетут пояса, из лоскутков делают сумки-лакомники в русском стиле, из бисера — украшения.
В Вернадовском филиале школы Исмаилова работает уже 12 лет, приобщая детвору к рукоделию.
«Мы учимся шить, вязать на спицах и крючком, знакомимся с вышивкой и бисероплетением, — перечисляет педагог. — Причём мальчики делают это наравне с девочками. И если первое время они немного стеснялись своего увлечения, то сейчас, наоборот, гордятся им".
Действительно, для большинства юных вернадовцев погружение в народные традиции давно перестало быть просто интересным времяпрепровождением. Многие вслед за Исмаиловой тоже стали «поисковиками», кто-то задумался о семейных устоях и ценностях, кто-то — о месте в жизни и вытащил себя из категории «трудных».
Есть у Ольги Алексеевны мечта — собрать все свои находки под крышей музея-избы. Понятно, что в нынешних условиях эта задача практически невыполнима, в том числе и по финансовым соображениям. Но очень хочется, чтобы она всё-таки осуществилась и импровизированному народному музею не приходилось довольствоваться только несколькими стенами в сельском клубе.
Читайте также: Хранитель народных традиций