«Ой, какая молоденькая, маленькая, а вы правда — доктор?» Такими словами нередко встречают участкового терапевта поликлиники 3-й городской клинической больницы Тамбова Наталью Корецкую, когда она приезжает на вызов к пациенту на дом. Но спустя несколько минут после общения с молодым врачом сомнения рассеиваются даже у самых скептически настроенных. Умеет Наталья расположить к себе, грамотными вопросами и репликами показать, что не просто так получила красный диплом. Многие пациенты с прежних участков предпочитают ходить на приём именно к Наталье Александровне, которая сейчас работает во втором корпусе поликлиники на улице Гиляровского.
Ей пришлось сесть за руль автомобиля, чтобы быстрее добираться до работы и выезжать на вызовы. График очень плотный. В разгар сезона ОРВИ за один день на приёме бывало до тридцати человек, а в понедельник, который, как известно день тяжёлый, ведь после выходных болячек у людей только прибавляется, - ещё больше. Потом — вызовы. И в течение всего длинного непростого рабочего надо быть собранной, приветливой, терпимой к пациентам, которые бывают разными, с разным настроением и отношением.
Панически боялась крови
С детства Наталья панически боялась вида крови. Какие тут могли быть мечты о профессии врача? Никаких. Наташа занималась музыкой, выступала в вокальной группе, училась играть на фортепиано и гитаре. Росла творческим ребёнком. Но один случай, как стрелка в компасе, повернул её жизнь именно в сторону медицины. Произошло несчастье с любимым дедушкой: он упал на огороде и об тяпку сильно расшиб голову. Крови было много. А дома кроме двенадцатилетней Наташи — никого. Трясущимися руками она обработала рану, перебинтовала, да так, что потом в медпункте не могли поверить, что это сделал подросток, а не медсестра. С тех пор страх перед кровью пропал.
«Но появился другой, - говорит Наталья, - страх того, что я не знаю - как помочь людям, когда им плохо. Огромное желание научиться облегчить боль страдающего человека и предотвратить трагедию в чьей-то жизни подтолкнуло меня к тому, чтобы не бояться, а научиться. Ещё у меня есть любимая бабушка, страдающая стенокардией. Желание помочь ей — тоже сыграло роль в выборе профессии. Бабушка стала моим первым пациентом».
Искусству лечить училась в Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумовского. Удачно получилось ещё так, что в родной и любимой школе №22 с мастер-классами и профориентационными целями периодически перед старшеклассниками выступали профессора этого вуза. Поэтому выбор пал именно на это учебное заведение.
Пациенты помогали и подбадривали
После учёбы вернулась в родной город, устроилась участковым терапевтом в поликлинику клинической больницы №3 Тамбова. Было это три года назад, но свой первый рабочий день, о котором вспоминается с улыбкой, Наталья Александровна, наверное, не забудет никогда. Это был первый вызов на дом. На звонок никто не ответил. Открыли соседи. Дверь нужной квартиры оказалась открытой. Наталья не скрывает, что с большой опаской зашла внутрь. Там, в туалете, на полу лежал практически голый и без признаков жизни мужчина, лет сорока. Пульс не прощупывался.
Врач вызвала бригаду скорой помощи. Пока вызывала, пришлось громко повторять свою фамилию оператору «скорой». Да так громко, что «труп» очнулся и возмутился присутствием незнакомой женщины в его квартире. Оказалось, что мужчина был мертвецки пьяным, а врача ему заботливо, на всякий случай, вызвала жена, которая в этот день собрала вещи и ушла от мужа-пьяницы навсегда...
«Не могу сказать, что начинать работать самостоятельно оказалось страшно, - говорит Корецкая. - Было чувство ответственности. И не хватало знаний. Поэтому читала клинические рекомендации и руководства по ночам. Читаю до сих пор. Конечно, всегда можно обратиться за помощью и советом к наставникам, старшим коллегам. А ещё на первых порах помогали и некоторые пациенты своим добрым отношением. Они подбадривали и успокаивали: «Всё у вас получится, доктор, а мы к вам ещё придём на приём».
Одна из пациенток почему-то до сих пор считает, что я спасла ей жизнь. Но это не так. Просто её вовремя госпитализировали с признаками инфаркта, который специалистам удалось предотвратить. Но бывает и непонимание с пациентами. А это рождает конфликт. Многие пациенты сейчас очень требовательные. Это неплохо. Но трудно сохранять спокойствие, бороться с собственными эмоциями, когда на тебя кричат. Знаете, иногда даже опускаются руки. Думаешь, ну почему люди имеют право на тебя кричать? Естественно, посещение поликлиники – это не самое приятное событие в жизни человека. И ситуации могут быть разными, но практически все они разрешимые. И зачастую в трудностях, которые приходится преодолевать пациентам, нет вины участкового врача.
Кстати, с одной пациенткой, с которой мы никак не могли найти общий язык, всё-таки взаимопонимания достигли. Ей был правильно поставлен диагноз, назначено лечение, которое помогло. А потом я уже поняла, что её агрессивное поведение и нервозность были одними из симптомов болезни. Для врача, мне кажется, главное — постараться понять состояние пациента. И надо стараться принимать людей такими, какими они есть. И ещё, пусть прозвучит затёрто, несколько пафосно, - нужно уметь сострадать. Иначе ты не сможешь человеку помочь. И без знаний, конечно, не сможешь. Знаете, до того как стала работать терапевтом, даже и представить себе не могла, каким огромным объёмом информации должен владеть участковый врач. Он должен разбираться чуть ли не в каждой области практической медицины!».
Когда помогает только слово. И музыка
В некоторых ситуациях помогало слово. За три года работы Натальи Александровны несколько пациентов пришли на приём просто выговориться терапевту. У одной женщины умер молодой сын, и ей было очень тоскливо находиться одной в пустой квартире. От душевных страданий её спасали … регулярные осмотры участкового врача и беседы с ним. Есть пациенты, которым кроме слов уже и нечем помочь. Это люди, страдающие онкологией, находящиеся на паллиативном обслуживании поликлиники. В живых из подопечных Натальи Александровны остались двое. Для многих из таких больных очень важно внимание, осознание того, что их не оставили наедине с болезнью.
Один из онкологических больных с участка Натальи Александровны недавно умер. Смерть пациента, который долго страдал, так впечатлила молодого терапевта, что Наталья написала музыкальную композицию. Это не первое музыкальное сочинение Корецкой. Наталья Александровна давно пишет песни: ещё со школьной скамьи. И исполняет их для родных, семьи, друзей и коллег.
Был небольшой опыт выступлений на сцене: участвовала в творческом конкурсе «Студенческая весна» с авторской композицией и заняла третье место. Наталья говорит, что в стихах и музыке выражает свои эмоции, невысказанные кому-то слова. А ещё творчество — тот внутренний ресурс, который помогает быть психологически сильной и двигаться вперёд. Ведь музыкальный инструмент всегда услышит твоё настроение и отзовётся той нотой, которая сейчас тебе нужна. Двигаться по жизни вперёд помогает и стремление профессионально развиваться, в том числе и в науке. Наталья Корецкая мечтает поступить в ординатуру по ревматологии:
«Это молодая наука, которая продолжает развиваться. Она изучает заболевания суставов и соединительной ткани. Ревматологические заболевания разнообразны и их много. Самые распространённые из них — ревматоидный полиартрит и подагра. Ревматологические заболевания на данный момент носят характер хронических, и не могут быть излечены полностью. Но грамотно подобранная терапия во многих случаях даёт пациентам хорошее качество жизни с минимальными проявлениями болезни. В некоторых же случаях диагноз может быть настолько редким и даже уникальным, что вопросы лечения до сих пор встают перед практикующими врачами».
Чтобы не умирали в 25
Научный интерес к ревматологии, склонность к анализу, умение подмечать мелкие детали при постановке диагноза помогли молодому доктору заподозрить у одного из своих пациентов как раз ту самую редкую болезнь, которая встречается у одного-двух людей на миллион. На приём с симптомами хронического бронхита обратился молодой мужчина. Прослушивая стетоскопом пациента, врач насторожилась.
Она услышала в лёгких у больного специфические хрипы, напоминающие хруст снега под ногами. Именно такой тип хрипов продемонстрировали студентке Корецкой во время её учёбы. Был созван консилиум. Специалисты поставили мужчине редкий ревматологический диагноз - микроскопический полиангиит. Пациент получал терапию в полном объёме, но эта болезнь оказалась как раз из разряда редких, и для неё специфического лечения пока не разработали.
...Наталья Александровна держит в руках амбулаторную карточку больного. Того самого. С редкой болезнью. Он умер. Недавно.
«Ему было 25 лет. Представляете, 25! Никак не могу заставить себя сесть и написать посмертный эпикриз по истории его болезни, не могу зачеркнуть обложку и написать дату смерти. Знаете (задумчиво), может быть моя профессиональная цель и заключается в том, чтобы понять механизм этого заболевания, найти способ его остановить, чтобы люди от этой болезни не умирали в 25 лет...»