Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

От воздушного змея до «Цесны»: в мичуринском небе пилоты со всей России показали класс

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Уже второй раз, до этого казалось бы полузабытый аэродром у села Турмасово, принимает Мичуринский аэрофестиваль, который отныне по факту можно считать межрегиональным. Энтузиасты малой авиации из разных городов знают друг друга, а, прослышав про это событие и откликнувшись на приглашение своего знаменитого мичуринского коллеги «летающего священника» протоиерея Павла Медведева, слетелись сюда, образовав целую дружескую эскадрилью. К ним присоединились парашютисты, авиамоделисты, парапланеристы и, вообще все, кто неравнодушно смотрит в небо, потому что живёт романтика в душе.
И начинается эта романтика с детства, когда мальчишки, да и девчонки тоже, запускают в небо нехитрых воздушных змеев. В этот день их немало парило над фестивальным полем, хотя ветер с утра разыгрался не на шутку. Тем не менее, даже самые маленькие аэроэнтузиасты с успехом укрощали свои почти невесомые летательные аппараты. Что же касается лётного поля, то на нём на этот раз красовалось около двух десятков изящных легкомоторных спортивных самолётов, сверкающих на солнце всеми цветами радуги. И это были воздушные гости из Москвы, Тамбова, Рязани, Липецка, Воронежа и даже Питера. Пилоты готовились показать класс в мичуринском небе, а оно гостеприимно дарило яркое солнце при почти полном отсутствии облаков.
Фестиваль открылся под звуки духового оркестра Кочетовской детской школы искусств с приветственных слов губернатора Александра Никитина, главы Мичуринска Максим Харников, главы Мичуринского района Галина Шеманаева, вдохновителя события настоятеля Ильинского храма протоиерея Павла Медведева, летчика-космонавта Героя России Олега Артемьева, специально прибывшего в Мичуринск по такому случаю.
Александр Никитин напомнил, что в своё время на этом аэродроме оттачивали свое мастерство боевые пилоты, однако теперь благодаря этому фестивалю он возрождается и должен способствовать развитию малой авиации на Тамбовщине и в стране, которая во всех смыслах сейчас набирает обороты.
Так считает и лётчик-космонавт Олег Артемьев, для которого Тамбовщина родная земля. Его мама родом из Сабурово, здесь он уже будучи в Отряде космонавтов, стажировался в прыжках с парашютом, и здесь по его мнению была прекрасная кузница лётных кадров. И хотя самого училища летчиков в Тамбове сейчас нет, но традиции эти остались. А на вопрос, не тянет ли космонавта в земное голубое небо Олег Германович ответил:
- Но ведь не зря же в песне поётся «Летчик может не быть космонавтом – космонавту нельзя не летать!..» Полёты входят в программу подготовки, но пилотируем мы в основном реактивные учебные самолёты L-39, и это всегда вдохновляет.
- А как вам удалось во время недавнего полета на МКС заделать отверстие в корпусе космического корабля?
- Да ничего особенного тут нет – рабочая ситуация на орбите, где надо быть готовым ко всему. Там международный экипаж, который как одна семья, и это маленький пример, как делать вместе общее дело. А наша Земля в иллюминаторе – это действительно прекрасное зрелище!
Но если в космосе ветра не бывает, то на мичуринской земле он на этот раз помешал авиамоделистам из клуба «Альфа» города Энгельс поднять в небо свою супермалую авиацию. Зато парашютисты, несмотря на шквалистые порывы, приземлялись с ювелирной точностью по намеченным ориентирам. Самолётам ветер оказался тоже нипочем.
Губернатор с гостями осмотрели всю линейку крылатых машин, собравшихся на лётном поле. В основном это были знаменитые американские модели марки «Цесна» различных модификаций. Многие из них летают уже по сорок с лишним лет. Но, как утверждают пилоты, машины надёжные, и при соответствующем уходе не дают никаких поводов для жалоб.
Что же касается их лётных качеств, то они выше всех похвал. К сожалению, подобные авиапраздники невольно обращают внимание на то, что в нашей родной стране до сих пор фактически нет серийного производства легкомоторной малой авиации. Тому есть немало причин, и многие упираются в несовершенное законодательство.
Но зато у нас есть энтузиасты-кулибины, которые сами разрабатывают такие самолёты и сами их строят. Как, например, гости из Кронштадта, что делают штучно в своём клубе известные в кругах любителей самолёты «Дельфин», ничем не уступающие зарубежным фирменным.
А из села тамбовского Новоюрьево Староюрьевского района бывший учитель труда и инженер по образованию Виктор Белянов привёз свое оригинальное детище, изготовленное дома из дерева, фанеры и алюминиевых листов. Но самолётик очень симпатичный и способный летать, правда, невысоко и небыстро, но 100 километров в час делает легко.
Конечно, видя всю эту красоту, просто не может не возникнуть желание подняться в небо. Отец Павел предложил Александру Никитину сделать это на самолёте RV-7 «Сetus» вместе с лётчиком-инструктором. Губернатор не сомневался ни секунды, и вскоре маленький юркий самолётик вишневого цвета уже вовсю кувыркался в небе.
Вираж, переворот через крыло, мёртвая петля и нисходящий штопор. В этот момент двигатель самолёта замолкает и, кажется, что он просто падает. Но в нужный момент мотор взревел, и машина свечой ушла в высоту. Кстати, при таких воздушных кульбитах перегрузки достигают 4G.
После приземления Александр Никитин не скрывал эмоций:
«Это непередаваемо! И ради этих ощущений стоит летать на таких самолётах. Да он маленький, но ты ощущаешь мощь винта, взрезающего воздух, ты на самом деле чувствуешь себя, подобно птице! Это придаёт силы по жизни. Так что будем летать!»
Сюжеты: Репортажи
Авторы: