Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

От простой деревенской девушки до примадонны оперной сцены

Общество
Фото:

Каждый год, несмотря на обширную творческую деятельность и как профессора, преподающего вокал в Новосибирском театральном институте, и как вокалистки, концертирующей по России и за рубежом, народная артистка России, лауреат международной премии «Мастер сцены», дипломант Всесоюзного конкурса имени М. И. Глинки, лауреат премий «Золотой ключ» и «Парадиз» Татьяна Зорина непременно приезжает на Тамбовщину.
Август Татьяна Зорина обязательно посвящает любимой маме (отец, к сожалению, уже ушёл из жизни) и обожаемой ею Знаменке. Правда, в этом году Татьяне Юрьевне пришлось уступить уговорам руководителя клуба духовного кино на ул. Степана Разина, 5 Валерия Сытника и провести творческий вечер для своих земляков.
«Безусловно, я хотела побыть побольше с мамой и отдохнуть, — призналась Татьяна Юрьевна. — Но разве я могла отказать во встрече да ещё в клубе духовного кино? Всё, что связано с духовностью, для меня свято. А тут ещё Валерий Николаевич сказал, что придут не только тамбовчане, но приедут и знаменцы во главе с моим большим другом, председателем Знаменского Совета народных депутатов Анатолием Бушуевым. Обещал прийти ещё один мой большой друг — заместитель главы администрации Тамбовской области Николай Пономарёв. Как тут отказать?»
И действительно, в день мероприятия в зале был аншлаг. Выступления друзей оказались настолько тёплыми, что певица не могла сдержать волнения. К тому же на встречу в Татьяной Зориной пришли ещё и её любимый педагог по Рахманиновскому училищу Алексей Казьмин, и подружки-одногруппницы. Одним словом — атмосфера вечера оказалась настолько волнительной, что Татьяна Юрьевна с удовольствием не только пообщалась с гостями, но и исполнила много русских романсов и песен.

МУЗЫКА ВРАЧУЕТ

Как хорошо, что последние десятилетия публика стала более раскованной и не стесняется открыто выражать своё восхищение. Аудитория одарила Зорину не просто оглушительными аплодисментами, но и восторженными криками: «браво», «вы само очарование», «молодец», «мы вас обожаем». Артисту всегда приятно признание его таланта. Да и собравшиеся в свою очередь получили большущий заряд положительной энергии.
Давние поклонники певицы вспоминали концерт Татьяны Зориной, данный ею в Рахманиновском зале. Зал тогда был переполнен, несмотря даже на одуряющую летнюю жару. Пришли и те, кому удалось услышать Татьяну Зорину в первый её приезд в том же году, когда весной она пела на презентации книги своей матери Надежды Павловны Зориной «Самой судьбы предназначенье…»; и те, кто был наслышан об этом замечательном выступлении, но не попал на него. Выступление народной артистки в Рахманиновском зале превзошло все ожидания. Даже после двух огромных отделений, во время которых Зорина исполнила романсы Чайковского и Рахманинова, отрывки из опер и песни советских композиторов, публика долго не отпускала артистку со сцены. И Татьяна Юрьевна пела и пела «на бис».
Концерт стал большим событием для тамбовских меломанов. Да и не только. Анатолий Бушуев поделился воспоминанием, как на тот концерт пришла женщина на костылях. Он видел, как впечатлило выступление певицы. Женщина вскочила и даже аплодировала стоя, забыв о костылях. «Музыка, бесспорно, врачует», — убеждена и Татьяна Юрьевна.
Вот и на нынешнем вечере в кинозале «На Степана Разина» певица очаровала публику как великолепными вокальными данными, так и незаурядным артистизмом. Каждый её вокальный номер — это маленький спектакль. Причём Зорина отдаёт всю себя не только исполнению классических произведений, но и сочинениям лёгкого жанра. Песни советских композиторов она переживает с тем же накалом страстей, что и романсы. Впрочем, те песни, которые артистка подбирает для своего репертуара, конечно же, не пустышки, а шедевры эстрадного искусства. К примеру, песня «Рябина» так растрогала женщин в зале, что у многих наворачивались слёзы на глазах.

ЛЮБОВЬ К СОВЕТСКИМ ПЕСНЯМ

Её Татьяна Юрьевна Зорина пронесла через всю жизнь. Она начала их петь ещё в школе, когда была непременной участницей художественной самодеятельности. Хотя, как вспоминает в своей книге её мама Надежда Павловна:
«Любовь к музыке и пению всегда жила в нашей семье. Помню, как хорошо играл на гитаре, на мандолине мой папа, Танин дедушка. А как красиво, на два голоса, пели по вечерам и на праздниках всей семьёй русские народные песни и романсы! И до того красиво пели, что мы, дети, забывали про игры и забавы, садились вокруг поющих, слушали с замиранием сердца и пытались подпевать. Маленькая наша дочка тоже любила петь. Пела со мной и приобщала к этому маленького братишку Олега».
С малых лет Таня мечтала научиться играть на фортепиано. Но денег на покупку дорогого инструмента у родителей не было. Поэтому любимой игрушкой девочки стала клавиатура пианино, изображённая на плотной бумаге. Таня раскладывала её на столе и «играла». Когда появилась возможность купить инструмент в магазине в кредит, родители сразу же приобрели пианино. Двенадцатилетняя Таня Зорина стала одной из первых учениц только что открывшейся в Знаменке музыкальной школы. Правда, поступить после окончания средней школы в Тамбовское музыкальное училище им. С. В. Рахманинова Татьяне не удалось. Конкурс тогда на дирижёрско-хоровом отделении был высок. А она неудачно сдала сольфеджио.
Целый год девушка работала, а параллельно с преподавателем упорно осваивала сольфеджио. И вот вторая попытка поступления в училище оказалась удачной. Зорина стала студенткой. Педагоги сразу отметили не только музыкальное, но и вокальное дарование девушки.
«Преподаватели по вокалу убеждали меня, — вспоминает Надежда Зорина, — что у дочки прекрасный голос — дар Божий, его нельзя оставлять без внимания. Обязательно нужно учиться правильному пению, умению владеть голосом, поставить дыхание. Стать, наконец, певицей и нести радость и наслаждение людям. После долгих дебатов сошлись на компромиссе — пусть Таня попробует учиться на двух отделениях».
Так к занятиям на хоровом отделении прибавились занятия по вокалу. Но девушка успешно справилась со всеми трудностями. В 1978 году Татьяна Зорина после окончания Рахманиновского музыкального училища получила два красных диплома и поступила в Казанскую консерваторию. Здесь она попала в замечательные руки доцента, заведующей кафедрой оперной подготовки и сольного пения Светланы Жигуновой. Светлана Назибовна сумела отшлифовать природное дарование Зориной до высокого мастерства. Она стала для Татьяны не только наставником, а второй мамой. «Мне посчастливилось, — вспоминает певица, — получать напутствия и от виднейших деятелей советского искусства: Натальи Шпиллер, Ивана Козловского, Елены Образцовой, Зары Долухановой, Ирины Архиповой».
После окончания консерватории в 1983 году Татьяна Зорина поехала на артистическую ярмарку, устраиваемую ежегодно для выпускников музыкальных вузов. В тот год ярмарку проводили в Красноярске. После исполнения своей программы девушка получила сразу четыре предложения: в Красноярский и Свердловский оперные театры, в Ленинградский малый оперный театр им. Римского-Корсакова и Новосибирский государственный академический оперный театр.

НОВОСИБИРСК

Татьяна выбрала Новосибирский театр. Во-первых, это третий по значимости (после Большого и Мариинского) театр страны. А во-вторых, здесь ей сразу предложили ведущие партии, квартиру и хорошую зарплату. Более двадцати лет творческой карьеры певица отдала сцене Новосибирского оперного. На его подмостках она пела ведущие партии в таких шедеврах оперного искусства, как «Мазепа», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Сельская честь» Масканьи, «Кармен» Бизе, «Галька» Манюшко, «Отелло» Верди, «Русалка» Даргомыжского, «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Пуччини, «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Испанский час» Равеля и многих других. Всего в репертуаре Зориной более 40 ведущих партий и огромное число камерных произведений.
Подобному репертуару может позавидовать не одна певица мира. Пресса как в нашей стране, так и в тех странах, куда артистка выезжала на гастроли (Польша, Франция, Португалия, США, Куба, Чехословакия и так далее), всегда выражала восторг по поводу незаурядных вокальных и артистических данных Татьяны Зориной.
В газете «Советская Сибирь» так, к примеру, писали о премьере оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини:
«Именно исполнение роли Чио-Чио-сан Татьяной Зориной стало основной причиной успеха спектакля. Зорина — певица с большими вокальными возможностями, обладающая незаурядным актёрским дарованием. Ей всегда удаётся сохранить внутреннюю цельность облика главной героини. Подлинной и романтической силы достигает исполнительница в сцене прощания с сыном. В этот момент никто в зале не может удержать слёз. Зорина одновременно трогает и потрясает сердца зрителей».
Татьяна Юрьевна была неоднократно удостоена премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей. Певица много раз становилась лауреатом и дипломантом международных и всесоюзных конкурсов и фестивалей. В 1991 году она получила звание «Заслуженная артистка РСФСР». Очень дорог Татьяне Юрьевне диплом лауреата Международной премии «Мастер сцены», полученный в 2002 году. Ну а самым высоким признанием выдающегося вклада Татьяны Зориной в оперное искусство стало, конечно же, звание народной артистки России. Указ по этому поводу Президент РФ Владимир Путин подписал в 2004 году.

НОВЫЙ ЭТАП ЖИЗНИ

Путь от простой деревенской девчушки до примадонны оперной сцены, естественно, не был всегда усыпан розами. Были и слёзы, и болезни, и депрессии, два распавшихся брака. Не сломило Зорину и расставание с любимым театром. С приходом в нулевых нового директора на сцене Новосибирской оперы стали появляться ультрасовременные постановки с непонятной музыкой и действами вплоть до раздевания и нецензурной лексики. С таким театром классической певице было не по пути.
И всё же Зорина не привыкла унывать. Ей повезло, что ещё во время артистической карьеры она начала преподавать. Сначала в музыкальном училище, а затем в театральном институте. Занятия педагогикой всё больше и больше захватывали народную артистку. Поэтому Зорина, когда пришла пора расстаться со сценой, всю себя посвятила педагогической деятельности. Татьяна Юрьевна сегодня не только даёт уроки, обучая будущих актёров правильному пению, но и проводит мастер-классы по всей России, передавая свой бесценный опыт.
«Как важно в начале пути услышать одобрение мастеров, их драгоценные наставления, которые заряжают молодого артиста творческой энергией на всю жизнь! Я глубоко признательна моему педагогу Светлане Жигановой. Благодаря ей у меня правильная и очень хорошая школа, которая даёт мне возможность ещё петь, и петь блестяще. И эту школу я стараюсь передать своим студентам».
О горестях Татьяна Юрьевна старается не вспоминать. Она настолько светлый, радостный и оптимистично настроенный человек, что этого хватает не только ей, но и всем окружающим людям. Это почувствовали все и на вечере в кинозале «На Степана Разина». Публика пообщалась с прекрасным человеком, услышала великолепное пение, посмотрела кинозарисовки о её педагогической деятельности. Мама Надежда Петровна поделилась тем, как работала над первой книгой и новым фотоальбомом, который этим летом помог издать Николай Пономарёв.
Татьяна Зорина — волевая, целеустремлённая и неординарная личность. И пройдя через тернии к звёздам, она всё равно добивается своего. А то, что Татьяна Юрьевна умеет щедро делиться своим душевным и певческим талантом с людьми, — пожалуй, самая главная радость для окружающих.
Сюжеты: Знай наших
Авторы: